Приёмы формирования познавательной и личностной рефлексии у младших школьников через составление портфолио
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Исполнитель: Щербакова О. И., студентка 4 КП группы
Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Приёмы формирования познавательной и личностной рефлексии у младших школьников через составление портфолио.
Особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: « освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».[1] Таким образом, задача формирования и развития у детей младшего школьного возраста познавательной и личностной рефлексии, рефлексивных умений, адекватной самооценки и оценочной самостоятельности не утрачивает своей актуальности.
Однако методических разработок, направленных на формирование у детей навыков личностной и познавательной рефлексии, на данный момент незначительное количество.
Большинство существующих методов и приемов позволяют развить навыки познавательной и личностной рефлексии у младших школьников, но их применение требует наличия специальных психологических знаний и умений педагога, а это не всегда возможно.
В таком случае необходимо найти средство, которое позволит развивать у младших школьников навык личностной и познавательной рефлексии, будет систематизировать и отражать рост и успехи учащихся и которое не потребует специальных знаний и умений от педагога. Таким средством может выступать портфолио учащихся, его структура позволяет наглядно увидеть рост достижений учащегося.
Существует огромное разнообразие определений портфолио. Д. Майер дает такое определение: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». [2]
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.
Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценка и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:
– создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
– повышение учебной мотивации;
– поощрение активности и самостоятельности;
– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
– формирование умения учиться;
– содействие индивидуализации образования.
Введение портфолио в начальной школе может повысить образова-тельную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося начальной школы, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Основной смысл портфолио – «дать возможность каждому ученику показать все, на что он способен».[3]
Таким образом, систематическая работа, организованная по созданию портфолио и используемые методы, приемы и диагностики позволят выявить начальный уровень сформированности рефлексивных умений младшего школьника и развить его. Работа над структурой портфолио поможет учащемуся проявить себя, понять свои слабые и сильные стороны, а подобранные диагностики и методики отразят динамику развития рефлексивных умений. Таким образом, портфолио является оптимальным средством развития личностной и познавательной рефлексии младших школьников.
Список литературы.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Маралов В.Г. Опыт самопознания. - М., 1987. - 365 с.Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития. М.: ВЛАДОС, 1997.-316 с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993.-268с.