Межпредметный модуль по литературе «Природа – неисчерпаемый источник красоты и вдохновения» (5 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.



Рассмотрена на заседании МО

Протокол №___ от
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП
Протокол №___ от
Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь
Приказ №___










Рабочая программа
межпредметного
образовательного модуля
«Природа – неисчерпаемый источник красоты и вдохновения»,
5 класс


Составитель:
Е.Н. Мосияченко – учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №25 с УИОП







Россошь, 2014

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, разработана в соответствии с рекомендациями «Рабочей программы. Литература с рекомендациями «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Программа разработана на 9 часов в качестве межпредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Пояснительная записка
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Во все времена актуальной темой для изображения являлся образ природы. И не важно это живопись, литература, музыка. В искусстве природа наделена человеческими качествами, она жива, она имеет свои чувства и характер. Ее также трактуют как первоначальное проявление всего живого на земле, именно поэтому она выступает перед нами лишь как чистая и невинная душа. Но иногда можно встретить и возмущенную природу, которая мстит людям за их злодеяния и издевательства над ней.
Образ природы в литературе почти всегда выступает основой, на которой происходят описанные события. Благодаря ей мы чувствуем то настроение и динамику развития изображаемого. Она помогает развивать и утверждать характеры изображаемых героев, формировать их мировоззрение. Природа в поэзии полна ярких и интересных характеристик. Она пробуждает мир, дает надежду на хорошее будущее, отдает нам свой свет и тепло. Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире.
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги», - сказал Ломоносов. Очень многие писатели изображают природу в своих произведениях. Они призывают людей к сохранению и бережному отношению к ней. Ведь общество должно понять, что сегодня над нами нависает экологическая опасность. Только мы имеем силу все изменить. Поэтому книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Таким образом, программа модуля «Природа – неисчерпаемый источник красоты и вдохновения» направлена на формирование читательской компетентности в целом, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле и развитие эстетического восприятия природы.
Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается просмотром репродукций картин известных художников и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».
Знакомясь с темой природы литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации, развивает навык бережного отношения к природе и пытается определить свое место в современном мире.
Цель:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
воспитание эстетического отношения к искусству;
обогащение нравственного опыта школьников.

Задачи:
Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.
Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы.
Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий:
беседа;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Календарно-тематическое планирование


№ п\п
Раздел/ Тема
Количество часов
Содержание темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид контроля
Оборудование
Планируемые результаты
Дата

1
Осень в лирике русских поэтов.
Е. Баратынский, Н. Языков, Ф. Тютчев, А. Кольцов, А. Майков, И. Бунин, И. Шмелев.
1
Знакомство с поэтами, полотнами художников, прослушивание фрагментов музыкальных произведений о природе, чтение стихотворений.

Словесное рисование, выразительное чтение
Выразительное чтение.
Презентация, репродукции полотен художников о природе И. Шишкина, А. Саврасова, А. Куинджи, Б. Кустодиева, И. Левитана и др., музыкальные произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди, А. Пьяццоллы.
Создание собственных иллюстраций о природе к самостоятельно подобранным произведениям.


2
Осень в лирике русских поэтов. А.С. Пушкин.
1
Работа со стихотворениями А.С. Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.
Словесное рисование, выразительное чтение
Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений, аналитическая беседа.


Презентация, репродукции пейзажей русских художников.
Выразительно читать, читать наизусть, анализировать стихотворения


3
Осень в произведениях М. Пришвина

Знакомство с автором, чтение рассказов из цикла «Времена года» «Осень», анализ особенностей изображения осени
Словесное рисование, выразительное чтение
Выразительное чтение, аналитическая беседа,
Презентация, репродукции пейзажей русских художников.
Умение выразительно читать, словесно рисовать, развитие аналитических навыков


4
Зима в лирике русских поэтов.
А.С. Пушкин,
Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин
1
Работа со стихотворениями поэтов: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения зимы.
Словесное рисование, выразительное чтение
Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений, аналитическая беседа.


Презентация, репродукции картин русских художников, музыкальные произведения о временах года.
Выразительно читать, читать наизусть, анализировать стихотворения


5
Зима в прозе русских писателей И. С. Шмелев «Лето Господне» «Праздники» ( «Рождество», «Святки», «Крещенье»
1
Знакомство с писателем, чтение рассказов, словесное рисование, работа с репродукциями.
Словесное рисование, выразительное чтение
Выразительное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа.
Презентация, работа с репродукциями И. Левитан
"Зимой в лесу", А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», И. Крымов «Зимний вечер» и др., музыкальные произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди, А. Пьяццоллы
Умение выразительно читать, словесно рисовать, развитие аналитических навыков


6
Весна в лирике русских поэтов
1
Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.
Словесное рисование, выразительное чтение
Словесное рисование, выразительное чтение, сочинение-миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?»
Презентация, репродукции картин К. Юона «Конец зимы. Полдень», «Весенний день», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», Венецианов А.Г. «На пашне. Весна» др., музыкальные произведения Э. Грига, П.И. Чайковского.
Умение выразительно читать, словесно рисовать, развитие аналитических навыков


7
Подготовка проектов
1
Сбор наработанного материала, его систематизация
Сбор наработанного материала, его систематизация
Рукописная книга «Любимые стихотворения о природе»
Творческая работа « Любимые стихотворения о природе»
Сбор наработанного материала, его систематизация


8
Подготовка проектов
1
Оформление результатов проектов
Оформление результатов проектов
Контроль учителя, взаимоконтроль
Презентация.
Создание рукописной книги любимых стихотворений, их анализ, собственные иллюстрации к рукописной книге.


9
Защита проектов
1
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
Творческие работы, презентации
Отчет проектных групп



Предполагаемые результаты программы
Личностные результаты
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные результаты
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Предметные результаты
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIXXX вв.;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Формы контроля и критерии оценки
Перечень учебно- методического обеспечения.
Учебный материал
Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим : 5 класс- М. : Просвещение
Читаем, думаем, спорим. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещение.
Дидактический материал
Турьянская Б. И.
Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»
Егорова Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако
Читаем, думаем, спорим. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Интернет ресурсы.




15