Содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительной деятельности

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»




Доклад на методическое объединение по теме:
«Содержание педагогической деятельности
по духовно-нравственному
и эстетическому воспитанию
старших дошкольников средствами
изобразительной деятельности»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Воспитатель:
Ирина Александровна Зылевич


Тема доклада: «Содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительной
деятельности».
«...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
Сухомлинский В.А

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Очень важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.
Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, отображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические, духовно-нравственные чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.
Главная цель моей работы - научить мыслить, раскрыть творческие способности детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.
Для воспитания духовно-нравственных чувств и развития творческих способностей дошкольников по изобразительной деятельности в ДОУ созданы комфортные условия:
разработан перспективный план работы с детьми по изобразительной деятельности с учетом традиционных христианских праздников;
Центр изобразительной деятельности в группе оборудован, эстетически оформлен, присутствуют средства ТСО (магнитофон и аудиокассеты, телевизор, медиапроектор, компьютерное обеспечение), разнообразные игрушки, изделия декоративно - прикладного творчества, демонстрационный материал, а также дидактические игры по ИЗО; программы, методические разработки; необходимые изобразительные материалы для работы.
собран демонстрационный иллюстративный материал, дидактические таблицы по декоративно-прикладному искусству; презентации «Пасха» (вербное воскресение, пасхальная литургия, писанки, пасхальные традиции), «Военная техника», «Мой город Тарко-Сале», «Северный край», «Витражи», «Защитники отечества», «Космос», «Деревня», «Природа Северного края», «Новогодние сны», «На страже нашей Родины» (военная техника), «Ненецкая сумка» и т.д.
создана предметно-развивающая среда ДОУ (Центр краеведения – мини-музей «Ямальский калейдоскоп», Центр славянской культуры – мини-музей «Горница», Центр патриотического воспитания, в изостудии мини-музей декоративно-прикладного искусства);
организуется работа семейного клуба «Содружество» (сотрудничество с родителями);
организуются выставки для детей, родителей и сотрудников ДОУ;
осуществляется продуктивная творческая и игровая деятельность детей;
осуществляется межпредметная интеграция (интегрированная и комплексная непрерывно образовательная деятельность) при тесном сотрудничестве воспитателей, музыкальных руководителей;
организация встреч с интересными людьми, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея краеведения и т.д.
Особое внимание уделяется организации и стимулированию наблюдений за нравственной стороной поведения человека, за его переживаниями. В процессе наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций ребенок учится судить о переживаниях людей по внешним проявлениям, по мимике, позе, жестам людей. Педагог стремится к тому, чтобы дети не оставались сторонними наблюдателями, а отзывались бы радостью на радость, сочувствовали огорчению другого человека, а если возможно, подбодрили его, помогли ему.
Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни; поведение персонажей рисунка определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощении ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.
Содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию средствами изобразительной деятельности.
СЕНТЯБРЬ
Создание предметно-развивающей среды. Рисунки, отражающие летний отдых с родителями, встречи с друзьями. Доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим. Фотовыставка, выставка рисунков «Лето красное пропело...». Духовно- нравственные чувства: дружба, верность, доброжелательность, отзывчивость, любовь.
ОКТЯБРЬ
Организация праздника «Осенины». Рисование «Краски Осени» - воспитание бережного отношения к природе, животному миру. Конкурс рисунков и поделок из различных материалов «Природа и фантазия». Духовно-нравственные чувства: доброжелательность, бережность, взаимопонимание.
НОЯБРЬ
Рисование по мотивам сказок. Духовно-нравственные чувства: добрый, злой, хитрый, трусливый, жадный и т.д. ДПИ – рисование «Золотая хохлома». Знакомство с книжной графикой – рисование по мотивам литературных произведений. Конкурс рисунков и поделок для мамы «Я буду вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!». Выставка детских работ «Мир сказочный и цветной». Духовно-нравственные чувства: сопереживание, добросердечность, взаимовыручка.
ДЕКАБРЬ
Подготовка к новогодним праздникам и рождественским: изготовление поздравительных плакатов, рождественских подарков – открыток. ДПИ - рисование по мотивам «Гжели». Новогодние праздники с Дедом Морозом и сказочными героями. Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему. Выставка рисунков и поделок из различных материалов, поздравительные плакаты «Зимушка хрустальная». Экологическая акция «Елочка - зеленая иголочка». Духовно-нравственные чувства: любовь к традиционным праздникам, ответственность, сопереживание, любовь, доброжелательность.
ЯНВАРЬ
Знакомство детей с православными рождественскими праздниками (Рождество. Васильев день, Крещение), календарный фольклорный праздник «Зимние святки». Рисование зимних пейзажей. Воспитание правильного отношения к природе, умения ценить природу. Кружок «Вдохновение», тема «Рождественское чудо» - рисование по мотивам праздника, знакомство с храмовой архитектурой. Отражение впечатлений о традиционном христианском празднике. Выставка поделок и рисунков, фотографий. художественной. научно-популярной литературы «Северные россыпи». Духовно-нравственные чувства: семейные ценности, любовь, уважение, добросердечность.
ФЕВРАЛЬ
Консультация для родителей на тему «Нравственное воспитание дошкольников». Презентация «Защитники родины», «Военная техника». Рисование военной техники, портретов пап. Спортивное развлечение, музыкальное развлечение для пап. Формирование патриотического воспитания, вызвать чувство гордости за свою родину, за близких. Выставка рисунков и поделок детей, родителей и работников ДОУ «Защитники Отечества». Выставка детских работ «Мир сказок» к традиционному ежегодному конкурсу «Мир сказок». Духовно-нравственные чувства: смелость, честность, отвага, мужественность, героизм.
МАРТ
ДПИ - рисование по мотивам Дымковской росписи, Городецкой росписи. Воспитание интереса и эстетического отношения к народному искусству. Обогащение знаний детей о народных промыслах и использовании их в украшении быта человека. Развлечение «Масленница - кривошейка». Выставка рисунков «С праздником ВЕСНЫ!», оформление поздравительных плакатов, открыток, поделок и рисунков «Милая мамочка». Духовно-нравственные чувства: взаимопонимание, нежность, забота, любовь, взаимоподдержка, радость.
АПРЕЛЬ
Пасхальный сувенир. Презентация «Пасха» - рассказ о традициях празднования Пасхи. Интегрированное развлечение «Пасхальные посиделки», игры-забавы с писанками, хороводы, прибаутки, потешки, рисование яиц. Воспитывать интерес к народному искусству. Духовно-нравственные чувства: прощение, радость, любовь, уважение. Рисование ко Дню космонавтики, презентация «Космическое путешествие», игра-викторина. Воспитание чувства гордости за людей, покоривших космос. Выставка рисунков «Все краски «Радуги». Духовно- нравственные чувства: гордость, смелость, честность, отвага, мужественность, ответственность.
МАЙ
Рисование «Наша страна - Россия», «Наша группа». Презентация «Наша малая Родина». Привить интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Воспитание толерантного отношения к людям, окружающих ребенка, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Фотовыставка, рисунки, поделки «День победы». Выставка детских работ по итогам года «В каждом рисунке капелька солнца». Духовно-нравственные чувства: дружба, верность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность, гордость, ответственность, взаимопомощь.
Основы духовного и нравственного отношения к окружающему миру закладываются у дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, а также – это огромная каждодневная работа педагогов. В формировании духовно-нравственных чувств у дошкольников необходимо опираться на игровые формы и методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В совместной изобразительной деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая, друг другу, что отражается на духовно-нравственном развитии личности дошкольника.
Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.
Наблюдения жизни являются обязательным условием изобразительной деятельности. Сталкиваясь с различными поступками людей в детском саду, семье, ребенок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.
Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не все доступно и посильно ребенку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдения близкий детям материал, обсуждает с ними, как лучше изобразить, чтобы было понятно, что хочет сказать ребенок. Со временем содержание наблюдений усложняется, увеличивается степень самостоятельности ребенка в отборе жизненного материала для изображения в рисунке.
Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет, в конечном счете, к самовоспитанию.
Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому используем самое действенное средство на дошкольника – игру, театральное действие, куклу, сказку.
Средствами выражения чувства в рисунке служат композиция, цвет и динамика изображения. При их помощи ребенок выражает свое отношение к изображаемому. Одни явления радуют, удовлетворяют, нравятся ребенку, и он рисует их красивыми, яркими, красочными – это положительная оценка. На другие он реагирует отрицательно и потому изображает их мрачными или карикатурно некрасивыми.
Основной формой работы по развитию и совершенствованию художественных способностей детей стала творческая работа с разными художественными материалами, с использованием большого количества изобразительных приемов. Применение спектра технических возможностей позволяет ребенку осуществить наиболее яркую передачу образа.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Совершенствовать знания, умения и навыки в экспериментировании разными материалами.
Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиции, материалов, способов и приемов реализации.
Развивать чувство композиции, цветовосприятие, воображение, творчество.
Для развития творческого воображения использую нетрадиционные техники рисования (отпечаток, оттиск, шаблонография, трафаретография, воскография, рисование по мокрому, пальчиками, ладошкой, кляксография, монотипия, пластилинография, граттаж, коллаж, компьютерная графика и т.д.).
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как пальцеграфия (рисование пальчиками, ладошкой), клише, шаблонография, трафаретография. В старшем дошкольном возрасте экспериментирование в техниках монотипии, кляксографии, коллаж, граттаж, пластилинографии, компьютерной графике и т.д.
С помощью воображения на основе глубокого изучения жизни и переработки впечатлений создается целостный творческий образ с художественным и идейным содержанием. Художественный образ возникает постепенно, а не моментально, как считают многие. Он подспудно формируется в процессе творческой работы и требует от художника огромного напряжения духовных сил.
Очевидно, что без духовности мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Без исторической помощи нет традиции, без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности нет народа. Именно поэтому сегодня педагогам и родителям необходимо обратить особое внимание на формирование духовных, эстетических чувств и творческих способностей дошкольников, развитие фантазии, воображения, самостоятельной деятельности.