Статья Личносно-ориентированный подход в воспитательной работе преподавателя


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Барабанова Татьяна Юриевна
Специалист высшей категории
Преподаватель
ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства»Проблема личностно ориентированного подхода к воспитательной работе есть в современной педагогической практике достаточно актуальной. Поскольку в современном обществе приоритетными становятся задачи формирования личности. Ее самобытности и неповторимости.
Сегодня наблюдаются трансформационные процессы, когда кардинально изменяются не только требования к образованию и воспитанию, а и само общество, его структура, организация, идеология. Все это влияет на сознание и поведение подрастающего поколения.
Будущее в значительной степени зависит от сформированного уровня воспитанности молодежи. Однако, дети живут, растут в нестабильных условиях, в условиях кризиса в сфере книгоиздания, кинопроизводства, уменьшения количеству библиотек. Музеев и обеднения их фондов, уменьшения сети внешкольных учебных заведений, учебных заведений I - III уровней аккредитации и тому подобное. В этих условиях приобретает исключительную значимость именно индивидуальная, личностно- ориентировочная работа преподавателя со студентами.
Целью исследования является определение особенностей технологии личностно-ориентировочного подхода к воспитательной работе со студентами колледжа.
Объект исследования: система воспитательной работы в колледже. Предметом исследования является личностно-ориентировочный подход в воспитательной работе со студентами.
Формирование полноценной личности студента имеет важное практическое значение для него в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности. Уже в колледже впервые происходит самодиагностика и само проектирование жизненной позиции студента, понимания своего назначения.
Научная проблема личностного воспитания содержательно опирается на понятие "личность", "индивидуальность". Для того. чтобы очертить главное содержание процесса личностного воспитания, нужно обратиться к отечественной традиции толкования этого понятия. В отечественной педагогике всегда обращалось внимание на целесообразность индивидуального подхода в учебе и воспитании, но последние годы педагоги все чаще пытаются отделить хорошо известные способы индивидуализации от новых приемов и методов развития личности. Где учитывается и индивидуальность, и уникальность каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход к воспитанию есть у какой-то мере педагогической инновацией, поскольку задевает не только сферу взаимодействия и новую систему отношений "преподаватель-студент", но и активно использует исследование отечественной и зарубежной педагогики и психологии в этом вопросе.
С точки зрения личностно-ориентированной педагогики воспитательные системы в последние годы пытались разработать Є.Ф.Ямбург, А.Н.Тубельський, М. П. Щетинин, В.А.Караковський, Т.Н.Ковальова и другие. Однако наиболее активно методология личностно-ориентированного образования разрабатывается И.С.Якиманскою, которая создает особенную субъективную образовательную парадигму.
Особенную значимость личностно-ориентированной модели воспитания приобретает личность преподавателя, его готовность к воспитательной работе со студенческой молодежью. На наш взгляд, преподаватель должен иметь необходимо информационное обеспечение воспитательной работы, которое осуществляется при соответствующих условиях и настойчивом самообразовании с использованием разных информационных источников. Его профессиональная подготовка, которая направлена на осознание социально-экономических изменений в обществе и формирования активной жизненной позиции, является действенным инструментом в педагогическом влиянии на воспитанников.
Важное значение имеет постоянное обновление знаний из теории воспитания, методики воспитательной работы, особенностей психического развития студентов, вековой и социальной психологии воспитания и тому подобное. Преподаватель в системе личностно-ориентированного подхода к воспитанию студентов выступает сам как целостная личность. У которой внутренние и внешние условия взаимодействия структурных компонентов психики определяют специфику его личного содержания и внешнего влияния на студентов.
В методике воспитательной работы преподавателя можно выделить следующие этапы:
Диагностический: в первые дни пребывания студентов в учебном заведении преподаватель изучает качественный состав студентов группы и уровень их воспитанности; наблюдает за поведением студентов, их отношениями и направляет группу на формирование коллектива через определение позитивных качеств каждого.
Организационный: на основе собранных данных создается соответствующая система воспитательной работы в группе, намечаются воспитательные мероприятия с привлечением студентов для активного действия в них с учетом индивидуальных и креативных особенностей, а также их интересов и особенностей психического и физического развития.
Аналитический: в ходе воспитательной работы преподавателем проводится постоянный анализ изменений уровня воспитанности студентов группы; в случае необходимости сравнивается полученные результаты с предыдущим и планируется дальнейшая воспитательная работа.
Контрольно-корректирующий: в случае необходимости сравниваются получении результаты с предыдущими и планируется дальнейшая воспитательная работа в соответствии с инновационными воспитательными технологиями.
Несколько подобное определяет и Л.В.Мороз, выделяя следующие функции информационного обеспечения воспитательной работы преподавателя: диагностическую, организационную, контрольно-аналитическую, корректируя, контрольно-информационную и тому подобное(1, с.90).
Важность воспитательной работы в колледже невозможно переоценить, поскольку вовремя сформированная позиция личности влияет на ее отношение к приобретению будущей профессии, а следовательно - на процесс овладения знаниями из учебных дисциплин.
Убежденные на собственном опыте, что целеустремленная работа в направлении использования технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании студентов повышает их общую и профессиональную культуру в целом, способствует осознанию необходимости самостоятельной работы из поиска и изучению необходимых знаний согласно требований современности.
Литература: 1. Л. М. Мороз. Организационно-педагогические условия формирования готовности преподавателей к воспитательной работе в высших учебных заведениях.
Проблемы образования : Наук .зб./ Кол.авт.- К.:Институт инновационных технологий и содержания образования МОП Украины, 2007.- Вип.53.- с.88-98.