Конспект урока Как справиться с негативными эмоциями?
План-конспект урока педагога – психолога
МАОУ «Лицей № 4» г. Перми
Чепкасовой Елены Геннадьевны
Возрастная группа – учащиеся 6-7 класса.
Тема - «Как справиться с негативными эмоциями?».
Цель - создать условия для формирования и развития социальной – психологической и коммуникативной компетенций через освоение знаний о способах снятия негативных эмоциональных состояний.
Задачи:
- обучающие: сформировать у учащихся понятие о способах снятия негативных эмоций;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения распознавать эмоции и управлять ими;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции, развитие эмпатии.
Планируемые результаты:
личностные: умение выполнять познавательные и практические задания;
овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
предметные: совершенствование знания о способах снятия негативных эмоций.
Универсальные учебные действия:
- личностные: понимание способов снятия негативных эмоций.
- регулятивные: принимать и решать учебную проблему, контролировать свои эмоции.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация, бланки - листы для групповой работы, мяч для упражнения «Мяч по кругу», фигуры из бумаги: солнце, тучи, облака.Этапы урока:
1.Вводно-мотивационный
2.Практический
3.Рефлексивный.
Структура и ход урока.
1 этап (вводно-мотивационный)
В начале урока учитель предлагает учащимся выполнить упражнение «Мяч по кругу» (передача мяча из рук в руки по кругу), обозначая свое настроение каким-либо цветом и при желании – поясняя этот цвет.
Учитель подводит итог этого упражнения. Учитель прикрепляет на доску яркое улыбающееся солнышко, закрепляя позитивное настроение учащихся.
Просмотр отрывка художественного фильма «Чучело».
После просмотра отрывка фильма учитель предлагает учащимся записать свои эмоции, полученные в ходе просмотра, в рефлексивных дневниках. Желающие дети озвучивают свои записи. Учитель записывает эмоции, озвученные детьми (грусть, печаль, страх, тоска, отчаяние,…) на листах-тучах и прикрепляет тучи на доску рядом с солнцем.
Учитель:
- Я записала озвученные вами эмоции на такие вот листы бумаги – тучи и прикрепила их на доску.
- Изменилась ли погода в нашем классе? Как она изменилась?
- Почему возникли отрицательные эмоции?
- Что в ситуации, показанной в этом фильме, является негативным?
- Справедлива ли эта ситуация?
- Как часто ситуации несправедливости сопровождаются отрицательными эмоциями?
- Может ли человек, находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, решать свои проблемы, бороться с несправедливостью?
Учитель:
Попав в ситуацию несправедливости, нужно понять, что нерешаемых проблем во взаимоотношениях с людьми не бывает, каждая из них имеет свое решение, но сначала нужно успокоиться и только потом действовать. Нужно привести себя в состояние равновесия. Пока у нас преобладают отрицательные эмоции, мы не сможем адекватно мыслить и адекватно действовать. Наши действия могут быть неправильными, и мы, действуя в отрицательном эмоциональном состоянии, можем сами навредить себе. Отрицательные эмоции разрушают, отрицательно влияют на результат нашей деятельности. А для того, чтобы наступило внутреннее спокойствие, существуют различные способы.
2 этап (практический)
Учитель:
Наша задача – разработать памятку «Как справиться с негативными эмоциями?».
Решать эту задачу мы будем в группах. Я вам предлагаю сначала обсудить возможные способы снятия негативных эмоциональных состояний, а затем записать эти способы на полосках бумаги крупными буквами, один способ – на одном листе. В итоге получится несколько рекомендаций от каждой группы. Полоски бумаги с рекомендациями мы разместим на доске – это и будет памятка «Как справиться с отрицательными эмоциями».
Работая над памяткой, вспомните свой личный опыт – какие способы помогают вам вернуться в состояние равновесия; какие способы используете вы, чтобы успокоиться.
Ребята, время для работы - 5 минут. Чтобы успеть выполнить задания, каким принципом работы в команде вы будете руководствоваться? – (Принципом разделения труда). Не забудьте о роли руководителя, который будет координировать работу и презентовать выводы группы.
По итогам работы групп на доске располагаются рекомендации по снятию негативного эмоционального состояния. Руководители групп презентуют работу своей группы.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, какой из этих способов на ваш взгляд будет наиболее эффективным в случае особенно сложной ситуации, в разгар отрицательных эмоций?
Давайте расположим эти способы в начале нашей памятки, как наиболее эффективные.
Учитель дополняет список рекомендаций:
Если тебя настиг ураган отрицательных эмоций, не спеши их выплескивать на кого – нибудь. Помни: агрессия вызывает ответную агрессию. Нужно подождать – за ночь буря утихнет. А утро вечера мудренее.
Хорошим средством снятия негатива является вода – она уносит с собой отрицательные эмоции, проблемы, заботы. Для снятия негатива можно просто умыться или, если есть возможность, принять душ, посетить бассейн.
Не нужно хранить заботы, проблемы в себе. Нужно поделиться ими с близкими, проговаривание проблемы облегчает душевное состояние, проясняет проблему и помогает найти ее решение.
Если тебе не с кем поделиться, то можно воспользоваться телефоном доверия. В нашем городе существует телефон доверия для детей и подростков «Перемена», его номер 8-800-3-000-122. Тебе окажут помощь, поддержку.
Также можно написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги или нарисовать ту несправедливую ситуацию, в которой ты оказался. А затем лист с рисунком или записями разорвать на мелкие кусочки либо сжечь.
Хорошим средством снятия негатива являются также: спорт, музыка, танцы, хобби, общение с животными, любование красотой природы и забота о других.
Также существуют специальные психологические упражнения, помогающие человеку регулировать свое эмоциональное состояние.
Учитель знакомит учащихся с упражнением, способствующим выходу скопившейся негативной энергии. Упражнение выполняется вместе с детьми.
Упражнение «Долина счастья».
Я предлагаю вам закрыть глаза и выполнить это упражнение.
Представь, что ты проходишь через тоннель. Темно.
Вдруг стены тоннеля охватывает пламя пожара.
Ты бежишь до конца тоннеля, видишь маленькую дверь, наклоняешься, открываешь ее и выходишь.
Ты в безопасности. Пожар и темнота позади. Ты в долине счастья.
Долина счастья – это чудное место, где может исполниться любое твое желание. Здесь красиво. Здесь тихо, спокойно.
Справа от тебя – река. На реке остров, а на острове люди, на которых ты зол, которые обидели тебя, причинили тебе боль…
Помаши им. Они не могут приблизиться к тебе. Они больше не смогут причинить тебе боль, разозлить тебя. Они не могут попасть в долину счастья.
Повернись к ним спиной и еще раз насладись пребыванием в этой чудной долине. Долина счастья – это чудное место, где может исполниться любое твое желание. Здесь красиво. Здесь тихо, спокойно, надежно.
Сейчас ты покинешь Долину Счастья спокойным и обновленным, без злости и гнева на тех, кто остался на острове. Я сосчитаю до трех, и вы должны будете открыть глаза. Раз, два, три.
Как вы считаете, помогает ли это упражнение успокоиться?
Упражнение «Ритмы свободы».
Теперь я предлагаю вам выполнить другое упражнение.
- хлопни в ладоши 3 раза
- топни правой ногой
- топни левой ногой
- поднимись
- подними руки вверх
- помаши руками
- глубоко вдохни, задержи дыхание
- сделай полный выдох
- повернись 3 раза вокруг себя
- громко скажи «Я свободен!»
Скажите, пожалуйста, а это упражнение успокаивает? Нет, конечно, оно поднимает настроение. Мы заставляем двигаться наше тело, оно двигается и радуется, и хорошее настроение нашего тела передается и нашей душе.
Итак, перед нами на доске – результат нашей сегодняшней деятельности – памятка «Как справиться с отрицательными эмоциями». Справляться с негативными эмоциями необходимо, чтобы в дальнейшем адекватно решать свои проблемы, решать несправедливые ситуации.
Хочется сказать, что среди этих рекомендаций нет более важных, значимых и менее важных, менее значимых. Каждый человек подходит к выбору способа снятия негатива индивидуально, сам выбирает наиболее удобный способ.
Ну что, как изменилось ваше настроение? Можем ли мы снять эти тучки? Я вместо них размещу на доске светлые облака, которые отражают наше эмоциональное состояние – спокойствие, уравновешенность. Имея такой эмоциональный фон, мы можем действовать и можем справиться с любыми проблемами, ведь неразрешимых проблем не бывает.
3 этап (рефлексивный)
А теперь я предлагаю вам открыть дневник рефлексии и записать начало предложения «Сегодня на уроке я понял…». Продолжите, пожалуйста, это предложение.
Что у вас получилось? (желающие озвучивают свои записи)
Все молодцы. Спасибо за урок.