Доклад на тему: Как правильно выбрать тему научной работы в начальной школе

Как правильно выбрать тему научной работы в начальной школе

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский

Это высказывание особенно точно применимо к организации научно- исследователь- ской деятельности младших школьников, потому что без заинтересованности со стороны учащихся не будет никакой творческой работы.
В каждом классе найдется несколько ребят, кому дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Цель организации исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: - обучение младших школьников проведению учебных исследований
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, а главное- желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача учителя – увлечь детей, показать им значимость проводимого исследования, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к посильному участию в исследовательской деятельности своего ребёнка. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Исследовательская работа может быть организована учителем с учащимися уже с первого года обучения. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской и творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:
-по количеству учащихся
-по времени проведения
-по теме
Любая исследовательская деятельность состоит из следующих этапов:
Выбор темы
Постановка цели и задач
Определение предмета и объекта исследования
Выдвижение гипотезы исследования
Выбор методов исследования
Сбор и обработка теоретического материала
Организация исследования
Обобщение полученных данных
Подготовка, написание работы
Подготовка к защите и защита работы
Организуя исследовательскую работу необходимо помнить о факторах успешной деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Я хочу поделиться опытом работы на примере научного проекта по теме «Бананы», который выполнял мой ученик Машанло Чингизхан.
Сначала нужно выявить склонности и интересы учащихся
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Воспользовавшись представленной методикой, можете получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа записаны имя и фамилия ребенка. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
решать логические задачи и задачи на сообразительность;
читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
петь, музицировать;
заниматься физкультурой;
играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
играть с техническим конструктором;
изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
самостоятельно рисовать;
играть в спортивные, подвижные игры;
руководить играми детей;
ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
ходить в магазин за продуктами;
читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
ухаживать за домашними растениями;
помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
участвовать в постановке спектаклей;
заниматься спортом в секциях и кружках;
помогать другим людям;
работать в саду, на огороде, выращивать растения;
помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Фамилия, имя_______________









































Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
математика и техника;
гуманитарная сфера;
художественная деятельность;
физкультура и спорт;
коммуникативные интересы;
природа и естествознание;
домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Наибольшее количество «+» у Чингиза оказалось в 1 и 6 столбцах, т.е. у данного ребенка склонности к математике и познанию мира. И в классе Чингиз отличался своей любознательностью, активностью и широким кругозором знаний.
Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Cтимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Какую тему исследования можно выбрать? Существуют несколько видов тем:
фантастические– темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений
экспериментальные – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;
изобретательские- темы, связанные с изобретением, конструированием
теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.
При выборе темы следует помнить, что:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Тема научного проекта «Бананы» была выбрана не случайно. Чингиза очень интересовало, почему некоторые не любят бананы и полезны ли бананы.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей самостоятельно добывать информацию из различных источников. Дети увлечены компьютером, интернетом. Так нужно учитывать их заинтересованность и направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Так было предложено ученику самому найти ответ на вопрос «Полезны ли бананы?» Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.Поэтому в самом начале работы, еще при выборе темы была проведена беседа с мамой ребенка Мусаевой Ф.Г. о том, чтобы в семье поддерживали интерес ребенка, оказывали необходимую помощь. Мама, бабушка и брат поддержали идею Чингиза вырастить банан у себя в квартире. Они помогали делать фотографии, вместе выполняли несложные исследования, наблюдения, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогали ребенку готовить защиту своей работы. Взрослые помогают ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.
Рекомендации по подготовке защиты проекта.
Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основное:
2.Классифицировать основные процессы, явления и события.
3. Расставить по важности основные идеи.
4. Предложить сравнения
5. Сделать выводы
6 Подготовить текст доклада.
7. Подготовить наглядный материал к докладу(презентации, предмет исследования)
Текст доклада должен отвечать на следующие вопросы:
Почему выбрана эта тема.
Какую цель преследовало исследование.
Какие использованы методы и средства исследования.
Как проводилось исследование.
Какие решены задачи.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам исследования.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Мама ребенка подготовила презентацию, которая очень помогла при выступлении. В ней отражены основные моменты работы ребенка. Мусаева Ф.Г. была приглашена на защиту проекта в школе и в городе- это успокаивало ученика, и укрепляется связь семьи и школы.
Таким образом, правильно выбранная тема и хорошо организованная совместная работа над научным проектом реализовывает поставленные задачи и достигает намеченной цели.