РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Технология подготовки к ГИА по математике» 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борщовская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области
Рассмотрено на МО
Руководитель МО
_____Астапкович Т.Н.
протокол №_______
«___» _________20__г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________ Легкая О. А.
«___» ______20__г.
Принято
педсоветом
протокол №_______
« »_____20__г. Утверждено
Директор школы:
_____ Аршук Н.Н.
Приказ №_____
«___» ______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Технология подготовки к ГИА по математике»
9 класс
Составитель:
учитель математики
Лёгкая Оксана Александровна
I квалификационная категория
с.Борщово2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса в 9-ом классе «Технология подготовки к ГИА по математике» составлена согласно учебному плану МБОУ Борщовская СОШ на текущий год (основное общее образование).
Учитывая запросы обучающихся и их родителей, на подготовку к государственной итоговой аттестации по математике выпускников основной школы, из школьного компонета в 2016-2017 учебном году выделено 0,5 часа в неделю. Поэтому данная рабочая программа рассчитана на 17 часов в год.
С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями.
С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.
В связи с тем, что ЕГЭ по математике с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ, Государственная итоговая аттестация за курс основной школы выдержана в идеологии единого подхода к общей математической подготовке обучающихся.
Экзаменационная работа ГИА состоит из двух частей.
Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся ( владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время на индивидуальных и групповых занятиях. Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен час на развивающий курс, который позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели элективного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 30-45 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю и обучающимся корректировать свою деятельность.Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематический план
№п/п Тема Количество часов Формы проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Практикум Ознакомление с содержанием демонстрационного варианта ОГЭ. 1ч - 1ч Мини-лекция, тестирование. Диагностирование уровня готовности. Постановка целей и задач предстоящей работы
1 Числа и выражения.Преобразование выражений 2 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.
2 Уравнения. 1 ч. 0,5 ч. 0,5 ч. Комбинирован ный урок, групповая работа Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
3 Системы уравнений. 1 ч. 0,5 ч. 0,5 ч. Мини-лекция, работа в парах Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
4 Неравенства. 1 ч. 0,5 ч. 0,5 ч. Комбинированный урок, урок-практикум Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
5 Функции 3 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Семинар, групповая работа, тестирование Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
6 Текстовые задачи. 3 ч. 0,5 ч 2,5 ч. Мини-лекция, групповая работа, тестирование Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
7 Геометрия.
3ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Мини-лекция, работа в парах, тестирование Овладение умениями решать геометрические задачи различных видов, различными способами.
8 Решение задач модуля « Реальная математика». 1 ч. 1 ч. Мини-лекция, урок-практикум Отработка навыка чтения информации. заданной графически
9 Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА 1ч. - 1 ч. Индивидуальная работа Тестирование
Умение работать с полным объемом КИМов ГИА
Итого 17ч
Содержание программы курса
Ознакомление с содержанием демонстрационного варианта ОГЭ.
Структура, содержание и критерии оценивания ГИА, уровень сложности заданий.
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений 2ч
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения 1ч
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 3. Системы уравнений 1ч
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Тема 4. Неравенства 1ч
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 5. Функции 3ч
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 6. Текстовые задачи 3ч
Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 7. Геометрия 3ч
Параллельные прямые. Треугольник. Четырехугольник. Окружность.
Тема 8. Решение задач модуля « Реальная математика» 1ч
Чтение диаграмм и графиков, решение простейших вероятностных задач.
Тема 9. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА 1ч
Решение задач из контрольно измерительных материалов для ГИА.
Требования к уровню подготовки учащихся
На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебники для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др Геометрия 7-9 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений/ – М.: Просвещение, 2009
3. Основной государственный экзамен 2016-2017. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М. :Интеллект-Центр.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.fipi.ru// - сайт Федерального института педагогических измерений
2. https://oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам
3. http://alexlarin.net//- ЕГЭ и ГИА 2017. Материалы для подготовки к экзамену.
Поурочное планирование курса
№
урока Тема урока Дата
по плану фактич1. Ознакомление с содержанием демонстрационного варианта ОГЭ. 2. Числа и выражения 3. Преобразование выражений 4. Уравнения 5. Системы линейных уравнений 6. Неравенства 7. Функции 8. Чтение и построение графиков функций 9. Построение графиков дробно-линейных функций 10. Текстовые задачи « на движение» 11. Текстовые задачи «на смеси и сплавы» 12. Текстовые задачи «на работу» 13. Параллельные прямые. Треугольник 14. Четырехугольники. 15. Окружность 16. Решение задач модуля « Реальная математика» 17. Решение заданий для подготовки к ГИА Список литературы:
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010.
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2013.
ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010.
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2014..
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА -2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов –на-Дону: Легион-М. 2013.
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2013.
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2013..
Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2013.
Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2010
Ф.Ф.Лысенко, С.Ю Кулабухова Математика 9 класс подготовка к ГИА-2012-Ростов на Дону: Легион-М, 2011
Ф.Ф.Лысенко, С.Ю Кулабухова Математика 9 класс подготовка к ГИА-2013-Ростов на Дону: Легион-М, 2012