Презентация Система работы с лидерами ДО
Цель: Создание условий для реализации потенциала подростка через включение его в общественно – полезную деятельность, подготовка учащихся к работе органах ученического самоуправления Задачи: Актив - опора старшего вожатого в организации работы ДОО. Он требует к себе большего внимания со стороны старшего вожатого, и от того, насколько подготовлен и работоспособен актив, зависит успех деятельности ДОО и эффективность работы вожатого. Формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена (лидерская)проектирование КТД ШКОЛА АКТИВА Что дает школа актива?Школа актива помогает создать организованный, творческий, умелый актив. Дети получают разнообразные знания и умения, которые они могут передать своим товарищам.По окончанию занятий школы актива проводится заключительная торжественная линейка. Подводятся итоги, вручаются поощрительные документы, призы.Содержание обучения в школе актива зависит от:Задач и направления деятельности ДО;Интересов, потребностей, возможностей детей;Возрастных особенностей детей;Уровня развития коллектива ДО. Организация школы актива Занятия проводятся не реже 1 раза в месяц, их продолжительность не должна превышать 60 минут, делится на практику и теорию. Подготовительный этап.Составление списков, анкетирование ребят, проведение игр на знакомство. Подбор кадров, которые помогут обучать актив, поиск помещения для занятий, выбор удобного для всех дня.Основной этап.Общий сбора. Торжественное открытие (можно провести в игровой форме), необходимо дать краткую информацию о плане работы (чему научатся) о своем детском объединении.Итоговый этап.Анкетирование «Чему научились, чему еще хотели бы научится?»,на основе результатов анкетирования совершенствуются программаработы актива на следующий год. Принципы организации школы актива НаучностьВоспитывающий характер обучения.Наглядность Сознательность и активностьПрочность усвоенияСистематичность и последовательностьДоступностьИндивидуальный подход в условиях коллективной работы Типы занятий: Изучение нового материала. Совершенствование и закрепление знаний. Самостоятельное применение полученных знаний и навыков. Комбинированный. Формы работы: ПРОФИЛЬНАЯ (ЛИДЕРСКАЯ) СМЕНА или ЛАГЕРЬ АКТИВА- это форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Участники - представители, лидеры, активные участники детского общественного движения Цель - содействие развитию социально-творческого потенциала детских общественных организаций, формирование лидерских качеств детей и подростков через активное включение его в общественно полезную деятельность.В программе смены могут быть запланированы: Основные разделы школы лидера: 1.Лидер во всех аспектах.2.Ораторское искусство.3. Искусство общения.4. Моя малая Родина.5. Здоровый образ жизни.6. Исследовательская деятельность. Темы занятий в школе лидера: Современное понимание лидерства;Лидер и его команда, ее формирование и правила работы в команде;Роль лидера в ученическом самоуправлении;Управление собой и самоорганизация;Авторитет лидера в коллективе;Как организовать коллектив, работу в группах;Способность высказать свое мнение, умение слушать и слышать собеседника. Факторы, влияющие на развитие лидерских способностей: Психологичекая мотивация- потребность личностной самооценки, стремление к взрослости, самовыражению, самостоятельности. Виды деятельности: учебная, общение со сверстниками, досуговая. Условия, влияющие на развитие лидерских способностей: Социально- педагогические: учет индивидуальных качеств личности и ее направленности; учет психологических и возрастных особенностей ; позиция сотрудничества педагога и учащихся.Психологические: благоприятный климат в коллективе и в ОУ; учет интересов учащихся; выработка интересных, трудных, но достижимых целей; формирование и развитие «Этических » ориентиров. Алгоритм работы : 1.Найди единомышленников.2.Договороись с ними о деле.3.Организуй дело.4.Проведи дело.5.Выбери лидера Методы: Метод авансированного доверия;Метод ответственного поручительства;Метод личного примера;Метод убеждения;Метод общественного мнения;Метод поощрения. Перспектива роста Лидер в классе- Лидер в школе- Лидер в классе- Самоуправление- Уважение среди сверстников ТРЕНИНГ Это процесс получения знаний, умений и навыков. Тренинг ведет свою историю от техники психодрамы Джорджа Морено и направлен на решение внутренних конфликтов личности с целью отработать выполнение тех или иных социальных функций (социокультурных норм).С помощью тренинга индивид получает ценный опыт выхода из личностных или внутригрупповых кризисов. Функции тренинга психотехническаяразвлекательнаякоммуникативнаярелаксационная обучающая Просторная аудитория, по возможности специально оснащенная. Как правило, тренинг включает ролевые игры, сценки и даже розыгрыши для создания позитивного настроя. Требования к проведению: Задача тренинга - совершенствование психологических механизмов. Это и ориентация в смыслах деятельности и отношениях, удовлетворение потребности в общении, развитие эмпатии и воображение, формирование элементов обобщения, категоризации и идентификации. Тренинги позволяют: воздействовать на самооценку;укрепить уверенность в себе,развить силу воли,развить навыки конструкторского взаимодействия,исследовать, менять и совершенствовать групповые роли Классификация тренингов По уровню взаимодействия с командойРабота над самим собой (самоорганизация);Работа в команде;Управление командой;Взаимодействие с окружающим миром.В зависимости от контингента людей, для кого предназначеныдля руководителей крупных структур для педагогов и других специалистов, работающих с детьми и молодежью;тренинг-коррекция для детей и молодежи с узконаправленной проблемой (например, для подростков с девиантным поведением);общий тренинг, который не имеет четкой ориентации, поскольку полезны всем категориям людей (например, тренинги по самоорганизации). Этапы подготовки к тренингу Анализ группы участников.Формулировка цели и задач.Определение основных блоков тренинговых упражнений, соотнесение их с динамикой группового взаимодействия (от простого – к сложному, от поведения – к чувствам, от общего – к личному и т.д.)Подбор и разработка упражнений с учетом чередования умственной и физической активности.Временная разбивка, распределение ответственности.Определение необходимого материально-технического обеспечения и конкретных условий (актовый зал, комната, компьютер, телевизор и т.д.)Подготовка запасных вариантов (связанных, например, с большим/меньшим, чем планировалось количеством участников, невозможности проветривания помещения и т.п.) Структура тренинга Разогрев.Озвучивается цель и планируемые результаты совместной работы, спрашивается об ожиданиях от предстоящего тренинга у каждого участника. Затем выполняются упражнения на «разогрев».У каждого участника должна быть именная карточка.Основная часть.Упражнения на знакомство, эмоциональное раскрепощение, формирование доверия, телесный контакт, общение.В упражнениях используется разнообразный методический инструментарий, который переводит школьников в позицию субъектов образовательного процесса: групповые дискуссии, опросы, «мозговой штурм», ролевые игры, анализ случая (ситуации), видеофильмы, викторины, различные виды работы в малых группах.Специфика тренинга требует доброжелательной, доверительной и психологически безопасной для обучающихся атмосферы, позволяющей открыто обсуждать вопросы нравственности, отношений, общения. 3. Правила ведения тренинга Поддержание порядка и соблюдение всеми участниками правил тренинга. Стимулирование активной дискуссии учащихся. Здесь следует обратить внимание на недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении оценивают не участника, а только его действия и поведение. Следует соблюдать уважение к говорящему (пока говорит один, все остальные внимательно слушают) и принцип «от общего к частному».Направление разговора таким образом, чтобы все главные вопросы были рассмотрены, а все неправильные сообщения исправлены. Придерживайтесь принципа персонификации высказываний, отказывайтесь от безличной речи и от безадресных суждений о других. Необходимо обратить внимание на переход от «если» к «когда».Использование поощрения и позитивное подкрепление для поддержания участников во всех видах их активности. При этом следует соблюсти принцип «ненаказуемости инициативы» - все выдвинутые идеи приветствуются, в каждой находится рациональное зерно, критика должна быть конструктивной. Рассмотрение вопросов, поднятых самими участниками. Причем, необходимо учитывать правило конфиденциальности: за пределы группы никакую информацию личного характера выносить нельзя.Максимизация включения учеников в тренинг. И общение должно происходить по принципу «здесь и теперь», когда участники говорят только то, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходят в группе. Реализуя любой тренинг или тренинговую программу, ее организаторы способствуют формированию новой жизненной позиции лидера, связанной с самоанализом, самопринятием, самообязательствами, саморуководством, самоконтролем и самореализацией.