Внеурочное мероприятие «Читаем Конституцию?!» (игра-викторина) для обучающихся 11-х классов
Внеурочное мероприятие «Читаем Конституцию?!» (игра-викторина) для обучающихся 11-х классов
Тема: «Читаем Конституцию?!»
Форма: игра-викторина
Цель: правовое воспитание школьников - основы становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
1. Привитие интереса к изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнь общества.
2. Создание условий для реализации творческого потенциала школьников.
3. Формирование коммуникативной культуры подростков.
Оборудование: проектор, текст Конституции РФ, набор предметов для конкурса №3.
Оформление: презентация Microsoft Office Power Point, рисунки.
Место проведения: конференц-зал (классная комната).
Игра-викторина «Читаем Конституцию?!»
Пояснительная записка.
Структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования в рамках новых Стандартов является программа воспитания и социализации обучающихся, которая предусматривает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм. Таким образом? внеучебная деятельность, организуемая педагогом, является ресурсом реализации программы воспитания и социализации обучающихся в рамках нового ФГОС ООО.
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Предлагаемая методическая разработка игры-викторины «Читаем Конституцию?!» направлена на достижение поставленной цели, а также задач программы воспитания и социализации обучающихся, а именно:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Содержание и организация игры-викторины «Читаем Конституцию?!» соответствует принципам и особенностям организации содержания воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС ООО. Например:
1.Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Содержание игры – викторины (текст Конституции РФ) наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
2. Принцип диалогического общения со Значимыми Другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. В игре принимают участие команды школьников. Диалог в ходе игры исходит из признания и безусловного уважения права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
3. Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В данной игре ученики включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности: командное обсуждение проблем, выполнение проекта и др.
4. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. У обучающихся в ходе подготовки к игре и в рамках самой игры появилась уникальная возможность попытаться решить и личностные, и общественные проблемы, связанные с формированием правовой культуры российского общества.5. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В ходе подготовки к игре-викторине обучающиеся обратились к содержанию общеобразовательных дисциплин, литературных произведений, периодической печати, телепередач, отражающих современную жизнь, жизненного опыта своих родителей.
Условия игры:
1-я команда – Правоведы
2-я команда – Знатоки
3-я команда – Умники
4- я команда -Юротдел1. Команды выбирают капитанов
2. Капитаны вытягивают название команды
3. На выполнение задания дается определённое время , после чего время останавливается и проверяется правильность ответа.
4. Побеждает команда, которая набрала больше всех баллов.
Подготовительный этап.
Разработка программы игры-викторины. Данная игра проводится в течение 40-45 минут. Количество команд – 4. Поэтому достаточно будет предложить четыре конкурса. Цель, которую преследует каждый конкурс – мотивация на изучения содержания основного закона государства.
Конкурс №1 «Знатоки Конституции» (тест). Задача: проверить знание содержания Конституции РФ участников команды.
Конкурс №2 «Закончи предложение» Каждая команда, используя текст Конституции РФ, дополняет данные предложения . Задача: привлечь внимание граждан России к изучению Конституции РФ.
Конкурс №3 «Конституция в ассоциациях» (игра). Задача: определить, на какие статьи Конституции может указывать тот или иной предмет.
Конкурс №4 «Конституция в действии» (практикум: Составить из данных слов предложение. Задача: обратить внимание на то, что права и свободы человека и гражданина в РФ превыше всего)Сформировать команды, которые принимают участие в игре. Это могут быть команды от классов на параллели, или команды, сформированные внутри класса. Количество участников команды не имеет значение. Оптимальное количество участников для данной игры – 4-5.
Определить домашнее задание для команд:
Изучить текст Конституции РФ. Если обучающиеся совсем не знакомы с текстом Конституции РФ в ходе процесса обучения, то учителю необходимо провести несколько занятий-консультаций. Есть смысл определить приоритетные главы Конституции РФ для более тщательной проработки. Например, данная игра проводилась в период межу выборами в Государственную думу РФ и выборами президента РФ, соответственно главы 4, 5, а также глава 2 Конституции РФ были в центре внимания.
Определить состав жюри.
Разработать критерии для оценивания конкурсов.
Конкурс №1. «Знатоки Конституции» (тест). Критерии оценивания: за каждый верный ответ 1 балл; дополнительные баллы начисляются за скорость выполнения задания.(от 1 до4)
Конкурс №2 «Закончи предложение». Критерии оценивания: Критерии оценивания: за каждый верный ответ 1 балл; дополнительные баллы начисляются за скорость выполнения задания. .(от 1 до4)
Конкурс №3 «Конституция в ассоциациях». Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 2 балла.
Конкурс №4 «Конституция в действии». Критерии оценивания: за верный ответ – 2 балла.
Подготовить грамоты или дипломы для награждения.
Подготовить презентацию.
Сценарий игры-викторины «Читаем Конституцию?!» (Слайд 1)
Ведущий – учитель (Слайд №2).
Того, кто не знает своих прав, легко обмануть, обидеть и запутать. Незнание основ права делает человека зависимым и несвободным во всем – и в повседневной жизни, и в работе, и в предпринимательской деятельности, подобно тому, как неумение считать «столбиком» превращает решение простейших арифметических задач в трудную и длительную работу.
Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным!
Уважать права других - значит быть справедливым!
Жить по праву – значит жить в мире и согласии.
Для того чтобы научиться жить по праву, кончено, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободным, сильным и ответственным гражданином своей страны.
Чем больше россиян будут понимать свою Конституцию, руководствоваться ею, тем больше у нас будет шансов изменить жизнь к лучшему.
Историческая справка: Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования.
Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Являясь основой правовой системы страны, Конституция провозглашает Президента Российской Федерации главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Позвольте представить команды и программу нашей викторины СЛАЙД 3
А сейчас вам будет представлено строгое, но справедливое жюри (идет представление жюри).ВЫБРАТЬ ИЗ УЧАЩИХСЯ.
Итак, мы начинаем! СЛАЙД 4
Первый конкурс «Знатоки Конституции». Всем хорошо известно выражение, которое стало уже крылатым «Незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому правовое образование должно начинаться с изучения законов. Послушайте внимательно правила конкурса. Каждая команда в течении 5 мин.отвечает на вопросы теста. Оценивание: за каждый верный ответ 1 балл, дополнительные баллы начисляются за скорость выполнения задания: от 4 до 1 балла. Максимальный балл – 12.
Вопросы Ответы
1. Президент РФ является главой: партии, государства, правительства? Государства
2. При вступлении в должность президент приносит народу: клятву, обещание, присягу? Присягу
3. Президент РФ избирается на следующий срок: 4, 3, 5, 6 лет? На 6 лет
4. Подписывает и обнародует федеральные законы: глава правительства, президент или председатель Госдумы? Президент
5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет Федерации? Федеральное собрание
6. Госдума избирается на срок: 3, 4, 5, 6 года? 4 года
7. Исполнительную власть в РФ осуществляет: премьер, правительство или президент? Правительство РФ
8. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный суд РФ? Верховный суд РФ
Ведущий – учитель. СЛАЙД 5
Не секрет, что граждане России пока еще плохо знают законы, в том числе и основной закон государства. Что необходимо сделать для того, чтобы люди начали изучать Конституцию? Поступило предложение выпускать брошюры с текстом Конституции иллюстрированные картинками. Возможно, это привлечет наше внимание к тексту Конституции. А сегодня каждой команде предстоит повнимательнее заглянуть в Конституцию и выполнить задание « ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Время выполнения задания 10 мин.
1. Статья 2.
Человек, его права и свободы являются _______________ .
2. Статья 14.
Религиозные объединения отделены от государства и равны _____
3. Статья 19.
Все равны перед законом и ______________ .4. Статья 21.
Достоинства личности охраняется _____________ .
5. Статья 22.
Каждый имеет право на свободу и ___________________ .6. Статья 23.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту ______________ .
7. Статья 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и __________.
8. Статья 41.
Каждый имеет право на охрану здоровья и ___________________ .9.Статья46.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и ____________.
10. Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ______________________________.
11. Статья 60.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ______.
12. Статья 91.
Президент Российской Федерации обладает __________________.
13. Статья 95
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и _______________.
14. Статья 118
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только _____.
Ведущий – учитель. СЛАЙД 6
Третий конкурс «Конституция в ассоциациях». Знать Конституцию необходимо всем. Поэтому в программу викторины включен данный конкурс. Внимание! На столе в коробке находятся предметы. Командам разрешается пользоваться текстом Конституции РФ., ГЛАВОЙ 2 « ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА» Поочередно от каждой команды выходят «делегаты» и вытягивают предметы. Главная цель - определить, на какие статьи, на какое право может указывать данный предмет. Время работы команды – 5 минут. При ответе обязательно зачитывать текст статьи документа. Правила оценивания: за каждый верный ответ – 2 балла.
Предмет Один из вариантов ответа
Ключи от квартиры Ст. 25, ст.40неприкосновенность жилища
Фотография Ст. 24распространение информации о частной жизни запрещено
Книга Ст. 4 3право на образование
Письмо Ст. 23 тайна переписки
Российский рубль Ст. 75 п.1денежная единица
Кукла Ст. 38 п.1 защита материнства и детства
Учебник русского языка Ст. 68 п. 1государственный язык
Таблетки Ст. 41охрана здоровья
Ведущий – учитель. СЛАЙД 8
Важно не только знать текс Конституции, но и важно применять его на практике. Конкурс «Конституция в действии». Каждая команда из данных слов должна составить предложение. Время работы – 2 минуты. Правила оценивания: Максимальное количество баллов – 2 ( за скорость и правильность выполнения)
Ведущий – учитель.
Наша игра-викторина подходит к своему заключению. Слово предоставляется жюри (жюри оглашает и комментирует итоги каждого конкурса и игры в целом, затем жюри награждает дипломами).
А сейчас я хочу обратиться к командам с вопросом: Какие моменты нашей игры-викторины вас удивили и почему? (рефлексия).
Учитель благодарит учеников за игру.
Используемая литература:
- Конституция РФ.
- «Конституция России»: учебное пособие для 9 класса под редакцией Т.Г. Морщаковой – М.: «Лекс-Эст, 2004.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
- авторские фотографии, сделанные в период проведения игры-викторин