Индивидуальный план самообразования учителя татарского языка и литературы


Индивидуальный план самообразования
учителя татарского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»
Ишметовой Фирдины Салиховны
Образование, специальность по диплому:
Высшее профессиональное образование, «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», квалификация по диплому – учитель татарского языка и литературы.
Курсы повышения квалификации по профилю деятельности: Курсы повышения квалификации для учителей татарского языка и литературы по теме «Методика преподавания учебных предметов «Татарский язык» и «Татарская литература в условиях ФГОС» В Казанском (Приволжском) федеральном университете,108 часов.
Самообразовательная работа
над темой: «Внеурочная деятельность по татарскому языку как средство повышения мотивации к изучению предмета и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихсяОбщешкольная тема:
«Формирование образовательной среды, обеспечивающей условия перехода на ФГОС»
Тема ШМО учителей татарского языка и литературы:
«Формирование социально – адаптированной гуманной личности, обладающей межнациональной культурой»
Период работы над темой: 2015 – 2020 годы
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир.Кроме того, внеурочная деятельность по татарскому языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. А также создаѐт немаловажную ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определѐнных результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

План самообразования
Цели и задачи самообразования по теме:
выявление и создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать творческие способности учащихся на основе формирования у них универсальных учебных действий;
построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;
проводить учебные и внеурочные занятия  с формированием УУД;
внедрение социального проектирования в учебно-воспитательный процесс;
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям;
воспитание нравственных и духовных качеств личности;
повышение качества проведения занятий на основе внедрения новых технологий;
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно –воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС;
повышение качества преподаваемого предмета;
участие в педсоветах,  семинарах, в работе школьного и районного МО учителей татарского языка и литературы;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Методы процесса самообразования:
Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Сбор информационного материала по проблеме применения ОУД.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей татарского языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
Р.З. Хайдарова. Научно-педагогические аспекты билингвального образования в Республике Татарстан, Набережные Челны. – 2006г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование,1998.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.М., Просвещение, 2004.
Харисова Ф.Ф., Асадуллин А.Ш. Теория и практика обучения татарскому языку как неродному в новых условиях новой языковой ситуации.- Казань: КГПУ, 2001.
1.Система работы над темой:
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания татарского языка и литературы,
изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ,
разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации,
2. Работа над совершенствованием своего педагогического мастерства
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта 2015- 2016 Изучение ФГОС  общего образования.
Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и  нормативных документов по педагогической аттестации.
Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования.
Прогностический Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов 2016 – 2017 Выступление на семинарах, конференциях.  
Участие в программе личностного роста  в сообществе учителей татарского языка и литературы.
Практический Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы. 2015– 2020 Участие в семинарах, конференциях.            
Выступления на заседаниях ШМО, муниципальных, республиканских семинарах.
Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Провести открытый урок и внеклассное мероприятие.
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы. 2018-2019 Выступления на заседаниях ШМО, районных, республиканских семинарах.
Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах, конференциях.
Открытые занятия  на школьном, районном, республиканском уровнях.
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.
Подведение итогов.
Ведение профессионального портфолио.
Оформление результатов работы.
Внедренческий Распространение опыта работы 2016-2020 Участие в научно-практических  конференциях, семинарах, вебинарах.
Публикация статей на сайте  http://infourok.ru
Ι этап. Организационный. 2015-2017 учебные годы
Инновационные решения к преподаванию татарского языка для детей обучающихся в русской школе требуют качественно иного отношения к предмету преподавания. Татарский язык является носителем культуры, традиций татарского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла.
Для уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить:
навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов,
ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным,
логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,
умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.
Разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок, подчинён его задачам.
Отработка норм выразительного чтения.
Яркая, образная речь учителя.
ΙΙ этап. Этап реализации. 2018-2019 учебный год

1 этап. Формирование навыков.
2 этап. Совершенствование навыков.
3 этап.Развитие умения.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях  с  само обобщением опыта.                          
выводы по самообразовательной теме планируется сделать в 2020 году в виде обобщения педагогического опыта.