Урок по русскому языку на тему: Фразеологизмы
Учитель русского языка и литературы Соколова Е.В.
Разработка урока русского языка в 6 классе.
Тема:
«Фразеологизм»
Цель: дать представление учащимся о фразеологизме
как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
1) развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи;
2) формировать навыки определения специфических особенностей
фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке
речи;
3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;
Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники,
словарики, раздаточный материал, фразеологический словарь, рисунки
учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент, формулирование задач урока.
2. Словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знанийучащихся) и индивидуальная работа по карточкам.
Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, изобретение
компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная
терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.
Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные
орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь,
атмосфера с помощью толкового словаря.. Карточка 1.
Выясните в словарях значение выделенных слов и составьте с ними предложения.
Декоративно-прикладное искусство, искусный мастер, традиция, орнамент.
3. Объяснение нового материала.
1) Вступительное слово учителя:
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.) В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским вкниге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского
языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых
мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть
еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих
сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все
выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить
на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как
их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
2) Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы
изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что
изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлятьпалки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову» -
неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» -
преувеличивать.)
3) Слово учителя: Изучением таких выражений занимается фразеология
– особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух
греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином
называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения
называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.» 4) Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и
логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.» 5) Слово учителя: «Знакомство с фразеологией помогает понять
историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось
отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите
отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрениетрудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение
недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни
то ни се (ничем не выделяющийся). Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют
самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения.
Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с
тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы
представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя
произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую
самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе
таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят,
например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или
точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
6) Краткие выступления заранее подготовленных учеников свключением слова учителя:
1) « Слово впросак произошло от слов в и просак; так назывался стан
для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой
стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».
2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки
перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой
профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить,
поболтать во время работы».
Слово учителя: «Пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящиедаже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так, в двух
фразеологизмах - остаться с носом и водить за нос - выступают слова –
омонимы. (Попутное повторение значения лингвистического термина.) Нос впервом примере - сохранившееся в составе фразеологизма и не
употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что
когда-то приносили родителям невесты как выкуп. в выражении водить за
нос слово нос связано с названием части лица.» О возможном происхождении фразеологизма говорит третий заранее
подготовленный учащийся: «Само выражение возникло, видимо, отсравнения с медведями, которых водили цыгане напоказ за кольцо, продетоев нос, и заставляли проделывать разные фокусы, обманывая обещаниями
подачки».
7) Текущий вывод учителя: «Таким образом, слова в составе
фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда
вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных
словосочетаний, - целостность значения фразеологизма, В его составе смысл
имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что
фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо
помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем
значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем
отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще
раз их признаки.» 8) Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и
заполняют схему.
Признаки свободных Признаки
словосочетаний фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять
другими словами. одно слово другим.
2, Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло-
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются
требуют запоминания. готовыми, запоминаются.
9) Чтение материала учебника на стр. 44-45 и выводы по изученномуматериалу, которые формулируются учениками с помощью учителя и
записываются в тетрадь-справочник как основные свойства фразеологизмов
4. Закрепление пройденного материала.
Ученикам предлагаются следующие задания:
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать
это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов: 1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза,-
4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей
во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу,
10) куры не клюют.
5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма поддиктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …;
водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …;
держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять…; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём
не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихсяорфограмм.
6. Домашнее задание.
Ученикам предлагается выполнить упражнение № 100 (с.45 учебника) и
письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их
происхождения: 1) ахиллесова пята, домоклов меч; 2) прокрустово ложе,
авгиевы конюшни; 3) сизифов труд, танталовы муки.
7. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:
1. Что такое фразеологизм?
2. Что такое фразеология?
3. Какими признаками обладает фразеологизм?
4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания?