Технологическая карта урока географии в 5классе по теме Ориентирование на местности
Технологическая карта урока географии
Авторы разработчики Бучнева Валентина Николаевна МОАУ «СОШ № 7 г.Новотроицк»
Предмет География. Программа Домогацких Е.М.Учебник География.Введение в географию.
5 класс.Домогацких Е.М., - М,: ООО «Русское слово», 2013г.
Класс 5 класс
Тип урока Изучение нового материала
Тема Ориентирование на местности
Цель Организовать деятельность учащихся по изучения понятия ориентирование и сформировать умение ориетирования
Здачи 1.Образовательная: создать условия для освоения понятий «Ориентирование, основные
стороны горизонта, румб»
2.Развивающие: создать условия для развития у школьников умений самостоятельно
работать с текстом учебника, обеспечить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей, развития коммуникативных действий .
3.Воспитательные: культуры общения, самостоятельности и ответственности
Основные термины и
понятия Ориентирование, основные стороны горизонта, румб, компас
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые
методы, приемы
формы Формируемые УУД.
I.Организа
ционный этап Приветствие учителя
Проверка учебных принадлежностей
Обеспечение нормальной деловой обстановки на уроке :
-Пусть сегодня урок станет творческой лабораторией и принесет вам удовольствие в познании. Слушают и адекватно воспринимают слова учителя и рассаживаются по местам Учитель уделяет внимание к проверке самоготовности уч-ся к уроку. Коммуникативные (психологическая готовность к общению на уроке)
Регулятивная ( контролируют личную готовность к уроку)
II.Этап актуализа
ции учащихся.
Организа
ция
мотивирования ученика к
учебной
деятельно
сти Учитель сообщает проблемную ситуацию, затем задаёт вопросы
- Представьте себе, что вы пошли в поход в лес и заблудились.
-Есть ли выход из данной ситуации ?
-Что нужно знать для решения данной проблемы ?
-Какую же тему мы будем сегодня
изучать ?
-Для чего нужно это изучать? Заслушивают проблемную ситуацию и отвечают на поставленные вопросы .
Формулируют тему и цель урока совместно с учителем. Постановка проблемного вопроса для мотивации изучения нового
Учитель учит детей
ставить цель и искать пути их достижения Регулятивные
-Целеполагание( постановка учебной задачи под руководством учителя)
Личностные
- Смыслообразование (какое значение имеет для меня «ученика» изучение данной темы).
III.Этап
изучения
нового
материала .
1. Работа с
Текстом учебника
1.Обеспечение восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала.
Вы правильно ответили для того чтобы
выйти из леса заблудившимся людям
надо знать стороны горизонта и ещё надо уметь ориентироваться .
-Что означает ориентирование , найдите
тексте § 6 и запишите в тетрадь.
-Как называются основные стороны горизонта?
-Как называется прибор для определения сторон горизонта? Учащиеся читают текст учебника и находят ответы на поставленные учителем вопросы. Определение понятие «ориентирование» выписывют в тетради.
Стратегия смыслового
чтения
учитель включает детей в открытие новых знаний Личностные
-Самоопределение ( принятие заданий предложенных учителем)
Познавательные
-Поиск и выделение необходимой
информаци
-Смысловое чтение
2.Правила
работы с
компасом.
3.Групповая
работа уч-ся
4Вопросы на
анализ, синтез и системати
зацию знаний
4.
5. Практическая работа Ответы на все вопросы вы найдёте в тексте § 6 в учебнике.
2.Правила работы с компасом.
Найдите их в учебнике и прочитаем
вслух.
3.Создать условия для формирования представлений о способах ориентации
на местности по местным признакам
Предлагаю класс поделить на группы.
И каждая группа пишет перечень способов определения сторон горизонта
по местным признакам и подробно рассказать только об одном.
-по полярной звезде
-по кроне дерева
-по мху на стволе или пне
-по муравейнику
-по годичным кольцам на пне
-по таянию снега на склоне холма
4.Создание условий для развития речиуч-ся , умения высказывать собственные мнения.
Вопросы.
-Есть ли на земле территории ,на которых невозможно точное определение сторон горизонта с помощью компаса ?
-Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?
Учащиеся находят в учебнике правила работы с компасом и зачитывают вслух.
Пишут список признаков определения
сторон горизонта и составляют устно
рассказ об одном из способов нахождения
сторон горизонта.
Обдумывают ответы и высказывают свои предположения.
Выслушивают ответы других учащихся
Учащиеся письменно выполняют задания Вопросы на репродукцию
Групповая,
самостоятельная,творческая работа
учащихся
учитель обучает
приемам работы
в группах
Парная работа
Вопросы на анализ,
Синтез и систематизацию
знаний.
Индивидуальная
работа -Использование информации представленной в тексте
Личностные
Самоопределение ( личная ответственность за коллективную работу)
Коммуникативные
-Сотрудничество со сверстниками в
группе
Коммуникативные
-слушать и понимать речь других,
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции
-уметь устно и письменно выражать
свои мысли
Познавательные
-умение вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор.
5.Практическая работа
5.Создать условия для отработки
алгоритма применения действий
Демонстрируется слайд.1
На нём компас и три объекта .
Определить стороны горизонта на каждый объект.
Слайд 2.Ответы
-дерево на востоке
-дом на юго-западе
-холм на севере-востоке.
Раздаются карточки с заданиями по топографической карте (Определить стороны горизонта до указанных объектов)
Обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга
Взаимоконтроль
правильности ответов
на тестовые задания
информации
Личностные
-овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений,
навыками их применения в
различных ситуациях
IVЭтап закрепле
ния
знаний и способов
деятельно
сти
учащихся.
1.Обеспечить условия для закрепления
знаний и способов действий, которые им необходимо для самостоятельной работы.
Тесты ( стр 16 в рабочей тетради)
2.Задание в формате ЕГЭ. (из КИМ любого вариата части В) Учащиеся письменно выполняют тесты индивидуально
Индивидуальная работа
Учитель использует
специализированные развивающие задания
Регулятивные
-работа по инструкции,
-осуществление самоконтроля.
V Домашнее
задание .
VI.Итог
урока
Создать ситуацию успеха для мотивации
познавательной деятельности дома.
1.§ 6 и вопросы из рубрики «Проверим
знания» .
2. .§ 6 и вопросы из рубрики «Более
сложные вопросы» .( для мотивированных учащихся)
3.Дополнительное задание –определить
с помощью компаса местоположение
ближайших к школе географических
объектов ( магазин, остановка, жилой дом, где вы проживаете).
Скажите что узнали нового и чему научились? Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают в дневник.
Учащиеся оценивают то чему научились,
что получилось, что нет. Учитель даёт возможность самостоятельно
выбирать задания из предложенных
Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку Личностные
-осознание ценности географических знаний,
которые могут пригодится в
жизненных ситуациях.
Регулятивные
-определять степень успешности
VI.Итог
урока Скажите что узнали нового и чему
научились Учащиеся оценивают то чему научились, что получилось, что нет Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку Регулятивные
-определять степень успешности