Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему Ориентирование на местности
Технологическая карта урока географии
в 5 классе на тему "Ориентирование на местности"
Коваль Татьяна Викторовна,
учитель географии,
МКОУ СОШ №19
г. Пятигорска.
Тема урока
Ориентирование на местности
Цель урока:
Формирование у учащихся представлений о способах ориентирования на местности.
Планируемые ОР
Ученик по окончанию изучения темы урока:
-раскрывает сущность понятий «ориентирование»;
-объясняет особенности работы компаса;
- ориентируется на местности при помощи компаса и местных предметов;
- определяет (измеряет) направления на местности;
-выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;
- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
- проявляет интерес к изучаемой теме;
- обосновывает значимость ориентирования для сохранения жизни;
- активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса;
- формулирует свое мнение по изучаемой теме;
- анализирует информацию из разных источников;
- организует самостоятельную работу.
Программные требования
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные
-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности
-целеполагание;
-выделяют существенную информацию из текста;
-формулируют собственное мнение и аргументируют его;
уметь организовывают свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирают средства реализации цели и применяют их на практике, оценивают достигнутые результаты
раскрывает сущность понятий «ориентирование»;
определяет по компасу и местным признакам направления на стороны горизонта.
Мировоззренческая идея
Ориентирование – необходимое условие ориентации в незнакомой местности.
Программное содержание
Компас. Способы ориентирования на местности.
План изучения нового материала
1. определение темы урока
2. принцип работы компаса
3. ориентирование по небесным светилам
3. ориентирование по местным признакам
4. практическая работа
Основные понятия
«компас», «ориентирование».
Тип урока
Повторение пройденного и изучение нового материала
Форма урока
коллективная, групповая, парная
Технология
интерактивного обучения
Мизансцена урока
парты стоят по рядам
Оборудование урока
ноутбук, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы, схемы, компас, текст.
Домашнее задание
§ 16, вопросы в учебнике.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР
I. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (8 МИН.)
Показывает картины на слайде.
Дайте определение горизонта?
Покажите линию горизонта.
Назовите стороны горизонта?
Распределите стороны горизонта на основные и промежуточные, заполните схему.
Расположите буквенные обозначения по сторонам горизонта на рисунке.
Работа в парах: определить в каком направлении расположены объекты, проставьте цифры, взаимопроверка (1 ученик у доски).
Найдите ошибку в названии сторон горизонта (северо-восток, юго-восток, западо-север, юго-запад).
отвечают на вопросы, работают у доски и в парах, проводят взаимопроверку.
II.ВВОДНЫЙ ЭТАП (2 мин.)
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Знакомство с планом.
Дети, кто из вас любит путешествовать? Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники?
Беседа (определение темы и цели урока)
В мире ест четыре брата:Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти - страны света,Ну, а дом их - вся планета.
- Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились.
Что делать в этой ситуации?
- Правильно, надо определить стороны горизонта.
Умение определять стороны горизонта – это?
Главный вопрос урока: Как ориентироваться на местности?
Чтобы ответить на главный вопрос урока, надо знать способы ориентирования?
Как называется прибор для определения направлений сторон горизонта?
На каких еще предметах вы слышали про компас?
Где впервые изобрели компас?
Каким образом можно определить стороны горизонта?
Распределение заданий между группами
Задание 1-й группе: компас
Задание 2-й группе: небесные светила
Задание 3-й группе: местные признаки
Слушают,
делают свои выводы, определяют тему урока:
Определить стороны горизонта. Ориентирование.
Записывают тему урока.
Отвечают на вопросы.
Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)
Проявляют
интерес к изучаемой теме
Формулирует своё мнение по изучаемой теме
Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя
III. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10 мин.)
Практическая работа в группах
Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой, по ходу работают у доски.
Задания 1-й группы: по тексту выяснить, как можно точно на местности определить стороны горизонта?»
Ответить на вопросы: Как устроен компас? Как работает компас?
Работа 2-й группы: выполнить задания на определение направлений по небесным светилам.
Работа 3-й группы: изучит текст с иллюстрациями и заполнить таблицу «Местные признаки»
Учащиеся договариваются о презентации, распределяют между собой обязанности.
Продукты деятельности:
демонстрация работы компаса
таблица «Местные признаки»
определяет по компасу, небесным светилам и местным признакам направления на стороны горизонта;
взаимодействуют с другими участниками образовательного процесса;
- анализируют информацию из разных источников;
- организуют самостоятельную работу;
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение
Презентация 1 группы:
Объясняют принцип работы компаса. в кабинете определяют стороны горизонта, по заданию.
Презентация 2 группы:
Объясняют как определить стороны горизонта по полярной звезде и солнцу.
Презентация 3 группы:
Таблица «Местные признаки»
- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока: Как можно ориентироваться, определить стороны горизонта?
Обобщение:
Подводит детей к формулированию вывода как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?
У доски
Вопросы задают представители других групп
фронтально
определяет по компасу и местным признакам направления на стороны горизонта;
активно взаимодействуют с другими участниками образовательного процесса;
- анализируют информацию из разных источников;
- организуют самостоятельную работу;
Задания на закрепление
Практическая работа
Построение по сторонам горизонта
Построение звезды Сириус.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 МИН.)
Рефлексия:
Как вы чувствовали себя на уроке, на сколько вам было хорошо и комфортно.
проводят оценку самочувствия.
Приложение
1 группа
«Ориентирование по компасу»
Изучите строение компаса.
Задание: заполните таблицу на доске.
обозначение
направление
градусы
N
Север
0
S
Юг
180
W
Запад
270
E
Восток
90
Изучите правила работы с компасом по тексту и покажите классу, как правильно ориентироваться по компасу.
Задание: со всеми одноклассниками, с помощью компаса, определите, в каком направлении находится церковь, магазин?
Строение компаса
Компас состоит из коробочки, внутри которой вращается стрелка. На шкале компаса обозначены буквами стороны горизонта: N-север, S-юг, W-запад, E-восток, а цифрами – градусы.
Правила работы с компасом. 1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «N»(север) на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.3. Компас готов к работе.
По шкале определите нужное направление.
2 группа
«Ориентирование по небесным светилам»
К небесным светилам по которым можно ориентироваться, относится солнце и звезды.
Прочитайте внимательно параграф 17 (раздел 2, 3) и выполните задания.
Задание 1: рассказать классу как ориентироваться по Солнцу.
Задание 2: на доске по рисунку показать, как найти Полярную звезду (отметить звездочкой).
3 группа
«Ориентирование по местным признакам»
Рассмотрите рисунки и прослушайте аудиозаписи к ним.
Задание1: заполните таблицу на доске.
Задание 2: подготовьте рассказ по таблице.
Таблица «Местные признаки»
Признаки
Стороны горизонта
На пне дерева годовые кольца ближе друг другу
более крутая сторона муравейника
снег весной таит быстрее на крышах домов
снег весной таит быстрее на склонах
гуще лишайник на стволах
у отдельно стоящего дерева ветвей больше
Задание для работы в парах
Расположите объекты (указав цифры в кружочках) в соответствующих направлениях:
Река – север
Дом – юго-восток
Лес – запад
Озеро – северо-восток
Горы – юг
Дерево – юго-запад
Мост – восток
Палатка – северо-запад
Практическое задание. На построение звезды Сириус
Расположите линии в соответствующих направлениях:
От центра
6 клеток на восток
От центра
6 клеток на запад
От центра
6 клеток на север
От центра
6 клеток на юг
От центра
1 клетка на юго-запад
От центра
6 1 клетка на юго-восток
От центра
7 1 клетка на северо-восток
От центра
8 1 клетка на северо-запад
ђЗаголовок 115