ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОВЫШАЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ


№ Тема занятия Исследование в действии как педагогическое исследование, повышающее качество обучения
1 Ссылка L2W2D5_8
2 Общие цели сформировать знание и понимание учителей по организации и проведению подхода Action research;
способствовать формированию и развитию исследовательских навыков педагогов, направленных на повышение качества образования и функциональной грамотности учащихся;
рассмотреть особенности, значение исследования в действии учителя и процесса наблюдения;
3 Ожидаемые результаты участники получат теоретические знания о подходе Action research в классе; сформулируют этапы реализации подхода Action research;
учителя осознают необходимость внедрения новых подходов в практику
4 Результаты обучения Учителя поймут, как организовать и проводить Action research; разовьют свои исследовательские навыки
5 Ключевые идеи Профессиональное развитие учителя - основа обновления системы образования.
Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.
Я.А. Коменский
6 Задания Сертифицированные учителя прочли заранее «Руководство для учителя»
7 Подход, основанный на совместной работе Работа в группах

8 Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, интерактивная доска, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, фотоаппарат, видеоролик.
9 Дополнительное чтение www.cpm.kz, «Руководство для учителя», 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
www.cpm.kz, Раздаточные материалы. Вторая неделя, 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
60 минут Действия коуча и действия участников коучинга
Психологический настрой
Деление на группы «Выбери фигуру» 3 мин.
1 Приветствие участников коучинг-сессии, разделение на группы.
Карточки с фигурами (квадрат, треугольник, зигзаг). Психологическая характеристика каждой фигуры
Приветствие 2 мин.
Релаксация.
Сесть удобно, расслабиться.
Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
Поулыбаться как можно шире.
Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство) 3 мин.
Упражнение «День рождения нашей группы»
Участники хаотично двигаются по классу. Вводится запрет на использование голоса.
1 задание. Не говоря ни слова, распределитесь, кто в какое время года родился.
2 задание. В каждом времени года разбейтесь по месяцам рождения.
3 задание. В каждом месяце разделитесь по дням рождения.
4 задание. А теперь все участники должны встать друг за другом по временам года, месяцам и дням рождения. Начнем с начала года. Итак, январь...
Теоретический блок
Вызов
Видеоролик Исследование в действии 12 мин
Видеоролик Исследование в действии
- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?
Формулируют тему занятия
Формулирование темы занятия, определение индивидуального этапа развития по отношению к теме занятия.
Устный опрос 5 мин.
Рефлексивный лист «Дорожка успеха»

Цель: определение индивидуального этапа развития по отношению к теме занятия.
1.Был ли у Вас опыт выполнения исследовательского проекта Action Research?
2.В чем заключается понятие Action Research?
Исследование практики
Решение проблемы, вопроса
Улучшение ситуации
Рефлексия о своих действиях
Чтение книг
Теоретический блок
Работа с презентацией 2 мин+3 мин
Составление цепочки ИвД
Принципы ИвДПрактико-ориентированное
Ситуативный
Непрерывный
Оптимистический
Диалоговый
Индивидуализированный
Практический блок
Работа в группах 5 мин.
1 гр. – сбор данных исследования
2 гр. – виды наблюдений
3 гр. – цели наблюдения
4 гр. – фокус и объекты наблюдения (За чем наблюдать?)
5 гр. – этикет наблюдения
Презентация работы групп 5 мин «Выброс» на доску спикер (представитель группы) защищает работу
Физминутка 1,3 мин Защита постеров 5 мин Защита группами постеров.
Теоретический блок
Работа с презентацией 2 мин Презентация
Рефлексия Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.
Рефлексия 5 мин
Рефлексия «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Слушатели заполняют опросники:
Какие моменты на коучинг - занятии вам запомнились?
Актуальна ли для вас тема занятия? Почему?
Что вы взяли для себя из данного занятия?
Эмоциональная рефлексия 5 мин.
Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии. Записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к нашим цветочкам.
Эмоциональный, психологический настрой
Коуч заканчивает занятие со словами: “Спасибо за коучинг! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.
Продолжительность 60 мин Рефлексивный отчет Сембаевой К.У. по проведению коучинга «Исследование в действии как педагогическое исследование, повышающее качество обучения»
Коучинг - это креативное, созидательное взаимодействии коллег, в ходе которого происходит развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта, открытие новых подходов и методов для совершенствования своей педагогической практики.
Согласно запросам коллег, для успешного преодоления одного из барьеров, мне необходимо было провести коучинг о исследовании в действии, в ходе которого коллеги смогли бы получить теоретические знания и практические навыки по проведению ИВД. Для успешного проведения коучинг- занятия были сформулированы следующие задачи:
1. Оказать содействие участникам коучинг занятия в понимании подхода «Исследование в действии» и в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.
2. Сформировать знание и понимание учителей по организации и проведению подхода Action research.
…Учась понимать других — учишься понимать себя. Составление психологического портрета — искусство, которому можно научиться. Попытки применить геометрию к человеческому характеру мы видим в психогеометрии С. Деллингер, эдементы которой я использовала при делении на группы, используя карточки с фигурами (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг).
Для того чтобы помочь коллегам отвлечься от своих проблем, в начале коучинга провела релаксацию. Сесть удобно, расслабиться.
Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
Поулыбаться как можно шире.
Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
Упражнение «День рождения нашей группы» содействовало налаживанию положительного эмоционального настроя, доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками.
Видеоролик «Исследование в действии» помог коллегам сформулировать тему коучинга. С целью определения индивидуального этапа развития участников по отношению к теме занятия учителя заполнили рефлексивный лист «Дорожка успеха». Затем участники коучинга ответили на вопросы:
1.Был ли у Вас опыт выполнения исследовательского проекта Action Research?
2.В чем заключается понятие Action Research?
A.Исследование практики
B.Решение проблемы, вопроса
C.Улучшение ситуации
D.Рефлексия о своих действиях
E.Чтение книг
После ознакомительной презентации о структуре, назначении ИВД коллеги приступили к составлению цепочки ИвД, затем обсудили принципы ИвД: практико-ориентированный, ситуативный, непрерывный, оптимистический, диалоговый, индивидуализированный.
Работая в группах, участники коучинга обсудили, как правильно обосновывать выбор темы ИВД, как проводить сбор информации, вносить изменения в практику, анализировать, проводить сравнение. Каждая группа работала над определенным вопросом, так, 1 группа готовила информацию о формах и приемах сбора данных исследования, 2 гр. рассмотрела виды наблюдений, 3 гр. – цели наблюдения, 4 гр. – фокус и объекты наблюдения (За чем наблюдать?) и 5 гр. сформулировала правила наблюдения, которые нужно неукоснительно соблюдать. Следующим этапом коучинга была физминутка, позволившая учителям немного отдохнуть и расслабиться
Отрадно отметить, что при защите постеров, мои коллеги продемонстрировали правильное представление о ИВД, отметили необходимость его проведения каждым учителем. Обратили внимание на то, что исследуемая проблема должна правильно обосновываться.
Презентация вторая акцентировала внимание коллег на том, что применение подхода Action Research в школьных условиях заключается не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для психолого-педагогической теории и практики, а в том, чтобы систематизировать исследовательскую деятельность учителя, с помощью которой он сможет самостоятельно корректировать устоявшиеся представления о различных аспектах педагогической деятельности или, напротив, заново проверить их правильность. Еще раз я напомнила коллегам элементы цикла подхода Action Research:



Итоги коучинг-занятия  подвели с помощью приема «Продолжить фразу»:
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались…
-Я сегодня понял, что…
Слушатели заполнили опросники:
Какие моменты на коучинг - занятии вам запомнились?
Актуальна ли для вас тема занятия? Почему?
Что вы взяли для себя из данного занятия?
Анализ анкет позволяет утверждать, что коучинг занятие прошло успешно, цель была достигнута. Коллеги были вдохновлены, раскрылись, раскрепостились, смогли побыть в качестве исследователей, активизировали свою мыслительную деятельность, доставили друг другу радость сотрудничества, смогли обменяться опытом.