Комплексная нейропсихологическая коррекция посредством занятий танцевальным спортом. Федоренко А.Н Федоренко Л.А Танцевально-спортивный клуб «Гармония» Г.Иркутск

Комплексная нейропсихологическая коррекция посредством занятий танцевальным спортом.
Федоренко А.Н
Федоренко Л.А
Танцевально-спортивный клуб «Гармония»
Г.Иркутск


Организация уроков с детьми начальной общеобразовательной школы, проведение лонгэтюдного исследования влияния занятий танцевальным спортом на развитие ребенка позволяет сделать вывод о важности организации занятий танцами для адаптации детей к школьной программе, коррекции и абелитации психического развития школьников. Многолетняя (более 20 лет) работа с детьми в области танцевального спорта позволили накопить большой практический и теоретический опыт.
В связи с тенденцией увеличения числа детей с отклонениями в психическом, развитии особенную актуальность имеют методы коррекции. Так как вариант развития находится в пределах нижне- нормативной границы, характерно увеличение этой тенденции среди учащихся общеобразовательных школ. Возникают серьезные проблемы, связанные с обучаемостью детей.
Развитие структур и систем мозга подчинено основным нейробиологическим закономерностям. Формирование психики ребенка связано с темпами роста и созревания его головного мозга.
Стремление к раннему обучению ребенка (особенно мальчиков, у которых темпы созревания мозга происходят медленнее, чем у девочек), приводит к проблемам у школьников в усвоении знаний.
16% детей 7лет не готовы к обучению в школе. У 30-50% детей выявляется функциональная незрелость.
Программа общеобразовательной школы рассчитана на определенные функциональные возможности организма. Ребенок не может начать усваивать знания, если его организм не готов к этому процессу.
Когда ребенок приходит в школу (7 лет), у него развито правое полушарие. Обучение детей в этом возрасте должно проходить правополушарным способом, то есть через движение, образы, пространство, ритм, эмоции, сенсорные ощущения. Когда ребенок приходит в школу, его садят за парту, он должен учить числа и буквы, при этом читать и писать на плоскости, то есть использовать левое полушарие. Резко ограниченна возможность ребенка движения. Все это приводит к стрессам, неврозам, снижению мотивации. Развитие ребенка всегда идет вслед за обучением. Мозг современных детей часто работает за счет компенсаторных механизмов. В этой связи особенно страдает функциональная система внимания.
От ребенка пришедшего в первый класс уже требуется навыки чтения и письма. При раннем обучении ребенка (до 5 лет) буквам и цифрам может происходить изменение нормального онтогинеза. При этом реакция на раннее обучение может проявиться значительно позднее. Склонность ребенка к частым заболеваням, логоневрозам, дизартрии, навязчивым движениям, аллергиям – все это отстроченные реакции на опережающие нагрузки на картикальные отделы мозга, к которому приводят раннее обучение счету и письму. Такие дети наряду с успехами в литературе и математике демонстрируют несформированность элементарных навыков: неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Это демонстрируют подавляющее большинство современных первоклассников. Для ребенка вредно не только отставание в развитии, но и опережение.
Часто у детей выявляется плохая сформированность серийной организации движения. Действие представляет собой серию плавно сменяемых друг друга движений перетекающих из одного в другое. Для этого должна быть сформирована сукцессивная моторная программа (последовательность двигательных команд). Что является совершенно необходимым условием для плавного автоматизированного движения. Если данный навык недостаточно сформирован, то движение будет прерывистым, так как для каждого следующего компонента нужна отдельная команда (Лурия А.Р. 1969).
Если у школьника недостаточно сформирован этот компонент, то сложность возникает во владении письмом. Каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, что провоцирует ошибки по типу инертности (в письме появляются лишние элементы), ошибки по типу упрощения программы (частый пропуск букв), антиципации (сильный ударный звук записывается раньше).
Письмо не автоматизируется, требует постоянного сознательного контроля, вследствие чего ребенок быстро устает и количество ошибок возрастает по мере усталости. Правильной серийной организации движения необходимо для формирования речевых навыков, так как речь – это плавно сменяющее друг друга артикуляционное движение. Для речи необходимо координация движения во времени, которое обеспеченно последовательным извлечением и реализацией артикуляционных программ. Если у ребенка не сформирован серийная организация движения, то в речи ребенка часто возникают проблемы в виде сокращении словарного запаса (мало слов трудных для него в моторном отношении), бедность грамматического строя (короткая структура), изложение материала непоследовательно.
Проба на реципрокторный (взаимообразную) координацию движения (одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой), направленное на выявление сформированности механизмов организации движения и межполушарного взаимодействия показали, что: 73% семилетних детей хорошо справляющихся с этим заданием учатся хорошо и отлично, и лишь 27% выполняющих данное задание со сбоем успешно учатся.
В пробе на динамический праксис (позволяет так же оценить отсроченную моторную память) выяснилось, что движения хорошо автоматизируются у 48 % успевающих детей 7 лет, и лишь 18% у неуспевающих.
В настоящее время наблюдается резкое увеличение детей с отклонением в психическом развитии. Эффективным методом коррекции детей с различными отклонениями в психическом развитии является как когнитивный метод, так и метод двигательной коррекции или телесно-ориентированный метод.
Наилучший результат достигается в системном подходе, в котором когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе. Именно такой подход используется в занятиях танцевальным спортом.
На начальном уровне предпочтение отдается двигательным методам, что создает потенциал, простраивает взаимодействия между разными аспектами психической деятельности. Телесные навыки, закрепляемые посредством различных танцевальных движений, развивает такие психические функции как: эмоции, память, саморегуляция, восприятие. Возникают базовые предпосылки для более полноценного овладения счетом, письмом, чтением.
В ходе занятий спортивными танцами используются принципы замещающего ортогенеза (Семенович), стимулируется правильный двигательный стереотип, запускается психомоторная программа (вертикализация, стабилизация равновесия). Улучшается развитие психических функций: память, мышление, внимание, восприятие, самоконтроль.
Закладка формирования саморегуляции ребенка посредством ритмологических воздействий в нейропсихологическом контексте происходит при воздействии на эмоциональные, сенсомоторные (когнитивные) процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга.
Танцевальные движения обеспечивают взаимодействие с собой и внешним миром. Происходит коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, саматогнозиса, пространственных представлений) и межфункциональных взаимодействий (письма, мышления). Формируются оптимальный, функциональный статус лобных отделов мозга.
При организации занятий танцевальным спортом, выделяют 2 периода: 1-й этап – овладение образцом, когда движения постепенно автоматизируются; 2-й этап – автоматизированное выполнение. Музыка задает определенный ритм и темп выполнения движения. Это позволяет избегать неоправданных остановок внутри серии движения.
В танцевальных движениях учащиеся стремятся к выполнению двигательной программы, к плавному посерийному выполнению. Разучивание определенных танцев позволяет развивать пространственно – кинетические организации. Ребенок сначала овладевает поэлементным, а затем слитным автоматизированным выполнением движений.
Метод двигательной коррекции направлен на восстановление контакта с собственным телом, снятием телесных напряжений, развитием невербальных компонентов общения, для улучшения психического самочувствия и взаимодействия с другими людьми.
В ракурсе психологической коррекции соотношение коррекции души (психики) и тела практически идеально решается при занятиях танцевальным спортом.
Используется системный подход коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе взаимодополняя друг друга.
На начальной стадии обучения предпочтение отдается двигательным методам, которые создают потенциал для будущей работы, и являются активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимосвязи между разными уровнями и аспектами психической деятельности.
Актуализация телесных навыков предполагает востребовательность из вне таких психических функций как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Создаются базовые предпосылки для полноценного овладения таких качеств как чтение, письмо, счет.
Когнитивная коррекция проходит через телесно-ориентированные методы. Коррекция и абилитация (развитие способности) в детском возрасте неразделимы, так как закономерности онтогенетического процесса универсальны.
Не требуется специально нейропсихологической коррекции дислексии, дисграфии, дискалькуляции. Процесс нейропсихологической коррекции посредством занятия танцевальным спортом является «надфункциональной системой», в которую входят операционные (речевые, гностические, двигательные) и регуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация ядерных факторов формирует у ребенка потенциал к развитию письма, счета, чтения.
В процессе занятия танцевальным спортом в качестве адаптивной физической культуры решаются проблемы в области математики, чтения, письма.
В процессе занятий широко используются дыхательные упражнения. Подключается хорошо развитое воображение, образное представление.
Происходит оптимизация и стабилизация общего тонуса тела, растяжка и релаксация. Все упражнения и танцевальные движения проходят под музыку, что создает положительный эмоциональный фон. Движение под музыку помогает в развитии как собственно выполнение двигательных упражнений, так и формирует определенный дыхательный ритм. Ритм дыхания – единственный из телесных ритмов, подвластных сознательной и активной регуляции со стороны человека. Музыкальный ритм помогает активировать данный процесс. Это оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и самочувствию.
Занятие успокаивает ребенка и способствует концентрации внимания, формированию базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Продуманное использование повышает эффективность выполняемых упражнений, создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Громкая, ритмичная, быстрая музыка оказывает тонизирующее и стимулирующее действие. Медленная, тихая, плавная музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее воздействие. Устраняются проблемы синкинезии. Непроизвольные движения переводятся в произвольные, то есть становятся волевым актом, контролируемым ребенком.
На более поздних этапах обучения, при индивидуальных занятиях широко используется метод блокировки синкинезий. Степень фиксации варьируется от внешнего (максимальная блокировка) до произвольно контролируемое самим ребенком. На занятиях формируется и корректируется базовые, сенсомоторные (одновременные и реципракторные) взаимодействия. Упражнения и танцевальные движения включают взаимодействие рук или ног, сочетание движения правой и левой половиной тела. Формируются навыки внимания и преодоления стереотипов путем различных игровых методик. Во время занятий поддерживается эмоциональный настрой, создаются соревновательные условия, поддерживающие мотивацию. Происходит формирование операционального обеспечения невербальных и вербальных психических процессов, оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
Одним из важных условий развития мозга является формирование пространственных представлений, связанных с использованием различных систем ориентации в пространстве (видимом и созданном в воображении).
Формирование у ребенка пространственных представлений используя арсенал внешних опор, маркеров, заставляя буквально убедиться в существовании «правой» и «левой» стороны, понятий «вверх» – «низ», создавая опору для манипуляций с внешним пространством путем маркирования.
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции легко формируются посредством пространственных представлений. Через вербальные обозначения соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше»-«ниже» к понятиям «под»-«над».
Основные коррекционно-развивающие программы, используемые для занятий с учащимися младшей школы в области занятий танцевальным спортом позволяют развить:
- вестибулярно-моторные координаций, которые являются основой работоспособности, здоровья, иммунитета;
- крупной и мелкой моторики;
- саматогнозиса (восприятие тела);
- сенсорных систем (зрение, слух);
- когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль, саморегуляция);
- коммуникативной сферы.
Все это создает положительную динамику в области психического и физического здоровья ребенка, успешного освоения школьной программы.

15