Методическая разработка.Колористические приемы игры.
Муниципальное Учреждение Дополнительного Образования
«Детская музыкальная школа № 2»
Муниципального Образования Городского Округа «Ухта»
(МУ ДО «ДМШ № 2» МОГО «Ухта»)
Методическая разработка:
«Колористические приемы игры
в классе домры и балалайки»
Подготовила: Трухонина Н.Ю.
преподаватель народных
инструментов « ДМШ № 2»
2015 Тема: «Колористические приемы игры в классе домры и балалайки»
Цель: овладение колористическими приёмами, способствующими воспроизведению художественной красочной палитры произведения.
Задачи:
Образовательные:
Передать первоначальные теоретические знания
Сформировать первоначальные навыки игры
Научить уверенно воспроизводить приемы игры
Развивающие:
Развитие интереса к игре на струнных инструментах
Развитие музыкальных способностей
Развитие творческой индивидуальности
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса
Воспитание любви к искусству игры на инструменте
Оснащение : Кабинет теоретических дисциплин, инструменты (домра, балалайка), подставка под ногу, пюпитр, ноты, наглядные пособия, компьютер
Музыкальный материал:
Левина З. «Неваляшки»
Майкапар С. «Росинки»
Шишаков Ю. «Юмореска»
Кабалевский Д. «Шарманка»
Р.н.п. обр. Сапожникова В. «Уж ты, поле моё»
Дербенко Е. «Сюита «Приключения Буратино» («Буратино», «Карабас-Барабас»)
Лехтинен Р. «Летка-Енка»
Дьяконова И. «Былина»
Купревич В. «Тульский самовар»
Виноградов Ю. «Танец медвежат»
Горелова Г. «Часы с кукушкой»
Алябьев А. «Соловей»
План:
Приём изменения тембра звука:
Игра над панцирем ord.
Игра на грифе sul tasto
Игра у подставки sul pontic
Приём шумового звукоподражания:
Игра по закрытым струнам
Игра за подставкой 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пиццикато пальцами правой руки:
Большим пальцем (pizz a.)
Указательным пальцем (pizz i.)
Средним пальцем (pizz m.)
Гитарное тремоло (p i m a)
Пиццикато пальцами левой руки +
Флажолеты
натуральный
искусственный
Арпеджиато
Глиссандо
Вибрато vibr.
Дробь
Домра и балалайка принадлежат к группе струнных народных инструментов. Они стали признанными инструментами. Усовершенствованные домры вместе с балалайками и гуслями положили начало русскому оркестру. Совершенствование игры достигло высокого профессионального уровня. Оригинальные сочинения созданы Н. Будашкиным, С. Куликовым, Ю. Шишаковым, П. Барчуновым, А. Цыганковым, Г. Камалдиновым и другими композиторами.
Струнные народные инструменты имели различные способы извлечения звука: на гуслях в основном щипком, на домре ударами по струне, на гудке – смычком. Если представить себе весь путь эволюции способа извлечения звука на домре, то он будет таким: щипание струн, подергивание их пальцами или палочкой, перышком, далее появляется способ удара по струне палочкой, птичьим пером, а затем стали играть плектром – греческое слово – при игре на домре его принято называть медиатором – от латинского mediator – означает посредник. Это твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы. Черепаховые медиаторы лучше и прочнее других, они хорошо скользят, дают меньше шороха, шума, дольше выдерживает нужную заточку и не крошатся. Природный состав его дает более мягкий звук. Медиатор из пластмассы вполне заменяет черепаховый. Он почти такой же толщины и окраски, очень прочен, почти бесшумно скользит по струнам и долго сохраняет заточку. Более мягкие медиаторы из целлулоида. При трении о струны они дают больше шума и быстрее стачиваются. Для игры мягким приглушенным звуком используют кожаный медиатор.
Кроме основных приемов игры на домре: удары
·,
· - тремоло есть специальные приемы, которые создают художественную красочную палитру произведению.
Прием изменения тембра.
Как известно, тембр – это состав звука, его окраска. По тембру можно отличить звук домры от звука баяна, женский голос от мужского и т.д. На домре можно изменять окраску звука и добиться желаемого тембра. Этот прием связан с изменением места извлечения звука.
Даже ученик I класса может найти лучшее место извлечения звука – над «панцирем» - основное место – звуки мягкие, светлые. На каждой домре это место различно и определяется только по слуху во время игры. Постепенно рука и кисть «запоминают» его, но слуховой контроль необходимо направлять на правильное место извлечения звука «над панцирем». В последующих классах этому приему следует уделять внимание и обогащать игру домристов. Изменение тембра и подражательные моменты с интересом встречают ученики. Следует помнить, что предплечье правой руки всё время сохраняет свое положение, регулировать нужно только изгиб кисти.
При игре на грифе кисть и предплечье почти прямые. А у «подставки» кисть делает прогиб, поднимая запястье. Тембр резкий, гнусавый. Это достигается приемом игры, связанным с перемещением кисти правой руки. Его можно применять уже с начала обучения. Так, подражание «кукушке» на домре исполняется чаще всего «на грифе», а «ослику» - «у подставки».
Пример 1: З. Левина «Неваляшки».
Пример 2: Ю. Шишаков: «Юмореска»
Прием шумового звукоподражания.
Игра по закрытым струнам.
Этим приемом на домре можно воссоздать шумовой эффект ритма шагов или движение танцующих, хлопки в ладоши, звуки коробочки (ударного инструмента) и «цоканье» подковы. Этот прием выполняется по всем трем струнам, при этом пальцы левой руки, находясь в горизонтальном положении по отношению к грифу, слегка прикасаются к «закрытым» струнам, (также играют по одной или двум струнам).
Пример 3: Р. Лехтинен «Летка-Енка»,
Пример 4: В.Купревич «Тульский самовар»
Игра за подставкой
Для достижения определенного красочного эффекта используется звукоизвлечение на неприжатых струнах «за подставкой» и «у колков». Это эффект подражания колокольчикам. В этих случаях прием игры связан с перемещением всей кисти правой руки (снятием предплечья с точки опоры):
Пример 5: Е. Дербенко «Буратино» из сюиты «Приключения Буратино».
Здесь можно услышать звон монет. Прием рекомендуется вводить с 3 класса, но можно и раньше (по таблице).
Иногда изменяют тембр, извлекая звук легкими ударами боковых сторон медиатора сверху по струне (на грифе). Мелодия по характеру звучания напоминает тембр старинного инструмента чембало (клавесина).
Этот прием шумового звукоподражания мало используется, но несомненно он представляет интерес, особенно для учащихся ДМШ.
Изменение тембра и шумового звукоподражания в нотах обозначается очень редко. Поэтому эти изменения возможны и в том случае, если у учащегося в достаточной мере развит художественный вкус, фантазия, пытливость и творческий поиск. Иногда рекомендации в отношении тембровых нюансов может дать ученику и сам педагог.
Следующий прием, который мы хотели показать – это:
3.Pizzicato пальцами правой руки.
Pizzicato большим пальцем – ярко колористический прием и по своему звучанию на домре сходен со звучанием на других щипковых инструментах, например, балалайке. Вместе с тем, домровское рizzicato б. п. отличается от звучания на смычковых, например, скрипке. Если на скрипке такое pizzicato звучит сухо, отрывисто, то на домре оно несравненно глубже, мягче и сочнее по тембру. Это самый первый прием, с которого мы начинаем знакомство с инструментом. А также он встречается и широко используется в многочастных произведениях.
Пример 6: Д. Кабалевский «Прогулка»
В данном примере звук извлекается торцевой частью конечной фаланги большого пальца щипком или мягким нажимом, плавным скользящим движением по струне вниз.
Во время исполнения pizzicato большим пальцем медиатор не следует прятать в кулаке, поскольку такое положение кисти создает чувство мышечного напряжения и ограничивает амплитуду движения большого пальца. Лучше всего медиатор зажать между указательным и средним пальцем. Это максимально освободит большой палец и создаст естественное ощущение мышечной свободы. При исполнении нажимом или щипком pizzicato большим пальцем остальные пальцы могут поддерживать домру за край корпуса или упираться в панцирь, в зависимости от того, какой плотности надо получить звук.
Пример 7: р.н.п. «Уж ты, поле мое».
По мере развития исполнительства и с усложнением музыкального языка в 70-е годы возникла необходимость в применении pizzicato другими пальцами правой руки.
Рizzicato другими пальцами правой руки исполняется движением вверх, причем пальцы вытянуты вдоль струны. Кисть является продолжением предплечья и о время игры не должна сгибаться в лучепястном суставе.
Пример 8: Д. Шостакович: «Шарманка» (pizz. ср.п.)
Быстрое чередование пальцев при игре рождает приём, распространённый в практике игры на гитаре – гитарное tremolo. Этот приём, находящий всё большее применение в последнее время у домристов, позволяет исполнителю вести мелодию на одной струне, аккомпанируя себе не других (медиатор при этом убирается).
В целях удобства записи применяется гитарное обозначение пальцев правой руки, т.е. используется латинское обозначение пальце правой руки, принятое в мировой музыкальной практике: р-(б. п.), i -(указ. п.), m-(ср. п.),
а-(безм. п.).
Пример 9: А. Алябьев – А. Вьетан «Соловей», перелож. В. Круглова.
Приём непростой, требует долгих занятий, используется в более сложных произведениях.
4. Другими важными приёмами, усиливающими выразительность исполнения, являются рizzicato пальцами левой руки (обозначается pizz. п. л. р. или +, над нотой и лигой, связывающей её с предыдущей нотой).
Pizzicato пальцами левой руки придаёт исполнению блестящий виртуозный характер, ощущение раскованности и свободы. Этот приём нашёл широкое применение в творчестве ведающихся скрипачей XIX века Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасте. В современной музыке он вошёл в практику домрового исполнительства.
Чаще всего рizzicato пальцами левой руки применяется в гаммаобразных пассажах. В этом случае характерно чередование обеих рук при звукоизвлечении: пальцами правой руки или медиатором извлекается звук, последующие же звуки возникают за счёт соскальзывания левой руки со струны. Для достижения более яркого колорита звук рекомендуется извлекать серединой подушечки ногтевой фаланги пальца.
В музыкальной литературе чаще всего рizzicato пальцами левой руки встречаются в нисходящем движении. Данный приём применяется на всех струнах, однако труднее всего исполнять его на второй и третьей, так как возникает опасность касания соседних струн. В подобных случаях можно рекомендовать противоположное соскальзыванию движение, не от себя (вниз), а к себе (вверх).
Пример 10:
Характерная особенность извлечения звука данным приёмом заключается в том, что возбуждение струны и изменение высоты звука производится пальцами левой руки. Различают два вида пиццикато пальцами левой руки: нисходящее пиццикато (сдёргивание) и восходящее пиццикато (восходящее легато).
Нисходящее пиццикато. Одиночные звуки на открытых струнах могут быть извлечены любым пальцем левой руки путём захвата струны подушечкой пальца и последующего сдёргивания пальца со струны с одновременным её защипыванием (сдёргиванием большим пальцем левой руки возможно лишь на третьей свободной струне). Сдёргивание нужно производить быстрым энергичным движением пальца со струны в сторону и одновременно вниз. Звук, извлекаемы сдёргиванием, отмечается при записи крестиком над нотой и лигой, связывающей её с предыдущей нотой.
Несколько труднее исполнять последовательность звуков, когда первый звук извлекается щипком или ударом правой руки, а последующие звуки поочерёдным сдёргиванием пальцев левой руки со струны. В момент сдёргивания пальца со струны последующий (берущий более низкую ноту) палец должен плотно прижимать струну к грифу. Такое извлечение звуков возможно лишь при исполнении нисходящих мелодических ходов.
При восходящим пиццикато возбуждение струны происходит при помощи энергичного удара падения пальца левой руки на струну. Удар должен производиться подушечкой пальца точно возле ладового порожка. Типичным для данного приёма является сочетание двух звуков, следующих один за другим в восходящем движении.
Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй звук образуется от энергичного удара пальцем левой руки по ещё колеблющейся струне.
Осуществляемый таким образом переход от сильного звука к более слабому создаёт звуковой эффект легато. В связи с этим данный приём называется ещё восходящим легато и обозначается лигой, соединяющей две (иногда и более) ноты, и крестиком над второй нотой.
При работе над освоением пиццикато пальцами левой руки особое внимание нужно обратить на своевременную подготовку пальцев на грифе.
Пример 11: «Часы с кукушкой».
Пример 12: Ю. Шишаков «Юмореска»
(pizz. левой рукой)
Пример 13: Ю. Виноградов «Танец медвежат».
5. Флажолет это мягкий, прозрачный, воздушный звук. Он воспроизводится лёгким прикосновением пальца левой руки к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором или пиццикато. От лёгкого прикосновения подушечки пальца к струне она делится на две (три или четыре) части. В результате колебаний этой части струны образуются верхние звуки (обертоны). Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты получаются от деления струн над 12-м, 7-м или 19-м, 5-м или 24-м металлических порожках, воспроизводимые флажолеты по отношению к открытой струне звучат соответственно выше на октаву, квинту через октаву, на две октавы.
Натуральные флажолеты обозначаются кружочками над нотами (о) с указанием струны, где они должны извлекаться.
Искусственные флажолеты получаются от деления на такие же равные части прижатой струны. Сложность извлечения искусственных флажолетов заключается в том, что одновременно с прижатием на ладу основного тона средний (возможно безымянный) палец правой руки касается струны и одновременно производится звукоизвлечение.
Искусственные флажолеты имеют двойную запись: верхняя нота (обозначается ромбиком) - место прикосновения пальца правой руки, а нижняя нота записывается, как обычно, она является основным тоном и прижимается пальцем левой руки.
Сначала исполняются флажолеты, извлекаемые на открытых струнах (натуральные флажолеты): октавные над 12 и 24, квинтовые над 7 и 19 ладами. Играются двумя руками или только правой рукой.
Примите исходное положение рук для игры флажолетов. Исполняются флажолеты лёгким касанием среднего пальца левой руки одновременно с извлечением звука медиатором. Щипок медиатора делается достаточно сильно. После щипка средний палец снимается со струны.
Пример 14: И. Дьяконова: «Былина»
Пример 15: С. Майкапар: «Росинки»
6. Скольжение медиатора по трём струнам арпеджиато (итал. Arpegiato – игра на арфе). Этим приёмом извлекаются звуки аккорда поочерёдно с нижнего звука вверх, или наоборот.
При скольжении медиатором по трём струнам делают движение, напоминающее овал. Кисть находится параллельно струнам. Такое овальное скольжение нужно для равномерной ритмичной организации арпеджиато.
Обозначается этот приём вертикальной волнистой чертой перед аккордом или сокращённо словом arpeg. Это один из красочно звучащих приёмов, как и процессе игры плектром, так и пиццикато. Однако для освоения этого навыка требуется продолжительная работа.
Пример 16: И. Дьяконова: «Былина»
7. Глиссандо это лёгкое быстрое скольжение пальцем (реже двумя и тремя пальцами). Оно обозначается волнистой чертой и словом gliss. В восходящем или нисходящем движении скольжение пальца или нескольких пальцев по крепко прижатой струне лучше производить с наклоном пальца к ногтю или пальцем, поставленным на ноготь (особенно в верхнем регистре), что образует «свистящий звук» и придаёт звучанию так называемый «блестящий тембр». Исполняя глиссандо, нужно обращать внимание на соблюдение ритма.
Приём glissando довольно широко применяется в оригинальном репертуаре. К примеру, интересна и даже уникальна трактовка этого приёма в «Легенде» С. Слонимского. Посредством glissando достигается стремительный и исключительно динамичный подъём к кульминации, создавая почти зримое ощущение расширения горизонта звучания. Использованием практически одного этого приёма композитор добивается динамичного достижения кульминационный вершины. Обозначается волнистой линией между нотами и сокращённым словом gliss над линией.
Следует отличать glissando от portamento, которое обозначается прямой линией между нотами и тоже исполняется за счёт скольжения пальцев левой руки, но более мягкого. Самый распространённый аппликатурный приём исполнения portamento скольжением нижележащего пальца, реже скольжением вышележащего пальца. Исполнение portamento одним пальцем скорее будет походить на glissando.
Пример17: К.Сен-Санс «Лебедь»
Пример18: Е.Дербенко: «Карабас-Барабас» из сюиты «Приключения Буратино»
8. Вибрато это колебание струны пальцем левой руки для достижения эффекта равномерного незначительного повышения и понижения звука. Вибрато придаёт звуку схожесть с человеческим голосом, певучесть, взволнованность. Чрезмерная вибрация приводит к нежелательным результатам: дрожанию и «качанию» звука.
Вибрация осуществляется покачиванием струны из стороны в сторону (по направлению к соседним струнам) пальцем левой руки. Покачивание пальца должно начинаться в сторону, противоположную движению медиатора.
Этот приём также требует длительной тренировки, поскольку неумело исполненное, чрезмерно сильное вибрато приводит к образованию плывущего неустойчивого звука.
Обозначается вибрато сокращённо словом vibr. На практике в нотах это обозначение может не проставляться. Применение вибрато целиком зависит от вкуса исполнителя.
Упражнение выполняется приемом вибрато, периодически надавливая запястьем на струны за подставкой со скоростью 3 4 движения в секунду. Степень давления определяется на слух. Вибрато за подставкой может применяться как при игре медиатором, так и при пиццикато.
Пример19: Упражнение
Пример 20: С.Майкапар «Росинки»
9. В некоторых современных сочинениях используется изобразительный приём, отдалённо напоминающий звук бубна дробь. В основе исполнения дроби лежит последовательное извлечение звуков, составляющих аккорд, непрерывно следующими друг за другом пальцами правой руки (как в арпеджиато). Исполняется дробь свободными от медиатора пальцами. К исполнению приёма пальцы следует приготовить заранее: для движения вниз - приблизить их к ладони, для движения вверх распрямить. Поток введения в игру пальцев постоянный от мизинца к указательному и большому. При игре сверху вниз необходимо движение одного предплечья. При игре снизу вверх в развороте кисти активно участвует локоть, который следует энергично отводить от инструмента. Дробь можно заканчивать ударом медиатора (так называемая большая дробь). Различают несколько разновидностей дроби.
Если звуки извлекаются скользящим движением по струнам сверху вниз четырьмя пальцами, начиная с мизинца, то этот приём называется большой дробью.
Обозначается в нотах .Иногда большая дробь может заканчиваться
медиатором.
Малая дробь обозначается, исполняется тремя пальцами: мизинцем, безымянным и средним.
Используя вращательные движения предплечья и кисти правой руки, исполнитель ребром ногтей пальцев, согнутых в среднем суставе, скользит по струнам. Так исполняются оба вида дроби.
Извлечение звуков тем же способом, но снизу вверх по струнам, четырьмя пальцами, начиная с указательного, называется обратной большой
дробью; обозначается .
Обратная малая дробь исполняется тремя пальцами правой руки скользящим движением ногтевых фаланг выпрямленных пальцев по струнам; обозначается
Пример 21: Ю. Шишаков «Юмореска».
Все эти приёмы звукоизвлечения являются важными выразительными средствами, обогащающие звуковую палитру инструмента и придающие его звучанию яркое своеобразие. Пользоваться этими приёмами надо с большой осмотрительностью. Неоправданное и слишком частое их применение может привести к искажению художественного образа музыкального произведения.
Таблица применения колористических приемов для учащихся музыкальной школы:
Приемы игры
КЛАССЫ
1
2
3
4
5
6
Изменение тембра
+
+
+
+
+
+
Флажолеты натуральные
+
+
+
+
+
Портаменто
+
+
+
+
Шумового звукоподражания
+
+
+
+
Пиццикато пальцами левой руки (сдергивание)
+
+
+
Скольжение медиатора по двум струнам
+
+
+
Глиссандо
+
+
+
Дробь
+
+
+
Скольжение медиатора по трем струнам (арпеджиато)
+
+
+
Флажолеты искусственные (одноголосные)
+
+
Флажолеты искусственные двойными нотами (ознакомление)
+
+
Пиццикато пальцами левой руки
+
+
Вибрато
+
+
Работа с колористическими приемами на инструменте ставит перед музыкантом – исполнителем несколько задач:
- приблизиться к характеру произведения и его содержанию;
- глубже вникнуть в нотный текст и авторский замысел произведения;
- воспитать творческое отношение к музыке;
- выявить музыкальный образ и добиться выразительного исполнения;
- воспитание художественного и эстетического вкуса.
Список используемой литературы:
Александров А. «Школа игры на 3-х струнной домре»
Чунин В. «Школа игры на 3-х струнной домре»
Круглов В. «Школа игры на домре». М.: Изд. ФАМ им. Гнесиных. 2003.
Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». – М.: Изд. Музыка, 1982. – 85 с.
Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке». – М.: Изд. Музыка, 1980. – 150 с.
Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке». – М.: Изд. Музыка, 2004. – 184 с.
Андрюшенков Г. «Школа – самоучитель игры на балалайке» Учебное пособие с хрестоматией. Часть 1. СПб. 2001.
Круглов В. «Искусство игры на домре». М., 2003.
Климов Е. «Совершенствование игры на трехструнной домре». М., 1972.
Круглов В. «Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры» сб. «Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах». Вып. 74. М., 2003.
Мироманов В. «К вершинам мастерства». «Развитие техники игры на трехструнной домре». М., 2003, ДМШ, ДШИ». СПб. 1989
Свиридов Н. «Основы методики обучения игры на домре». Л, 1968
Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре». Л. «Музыка» 1984
13PAGE 15
13PAGE 142115
34 003134 001