Научно-исследовательская работа о домре


Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 городского округа города Салават
«История возникновения музыкального инструмента домры»


Выполнили:
Обучающиеся 5 Б класса
МБОУ «Гимназия №1»
Гримова Анна,
Казакова Стефания
Руководитель:
учитель истории и культуры
Башкортостана
МБОУ «Гимназия №1»
Рахматуллина Альфинур Рифовна
г.Салават
План.
1. Введение
1.1. Что такое домра? …………………................................... 3 стр.
2. Основная часть
2.1. История возникновения и развития домры ................. 4-5 стр2.2. Сравнение инструментов: домра – домбра - думбыра…… 6-9 стр.
3. Заключительная часть ......................................... 8 стр.
4.Список используемой литературы.............. 9 стр.
5. Приложения
Введение
Что такое домра?
Обьектом исследования нашей научно-исследовательской работы являются музыкальные инструменты. Предмет исследования – старинный музыкальный инструмент домра. Актуальность работы: наши предки создали и донесли до нас удивительные музыкальные инструменты. Почему человечество должно их забыть? Мы считаем, что надо изучать их историю. Откуда берет свои корни музыкальный инструмент домра? Есть ли похожие на домру инструменты у других народов? Найти ответ на эти вопросы – значит решить проблему нашей исследовательской работы. Отсюда вытекает тема работы: «История возникновения музыкального инструмента домры». Перед собой мы поставили такую цель: установить, что домра – старинный русский музыкальный инструмент.
Задачи:
-найти, изучить материалы, касающиеся музыкального инструмента домры;
-сравнивать музыкальные инструменты домра – домбра - думбыра;
-установить что изначально свои корни домра берет из восточных инструментов;
-доказать, что домра – старинный русский музыкальный инструмент.
Структура и объем исследовательской работы: работа состоит из трех частей — вводной, основной и заключительной. Так же имеется план работы, список используемой литературы и приложения.
По интересующим нас вопросам мы обратились к родителям, к преподавателям, затем к книгам, к сети Интернет, провели опрос одноклассников, сравнивали музыкальные инструменты, анализировали полученные знания.
С начала учебного года мы – учащиеся 2а класса Гримова Аня и Казакова Стефания – начали обучаться в музыкальной школе. Когда своим одноклассникам мы сказали, что учимся играть на домре, многие спросили: «А что такое домра?» Этот вопрос нередко задают и другие, услышав об инструменте с таким названием. Некоторые с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром (приложение №1)

Чтобы выяснить знания наших одноклассников о музыкальных инструментах, мы провели опрос-анкетирование. Мы спросили: «Какие музыкальные инструменты входят в состав русского народного оркестра?» Из 25 учеников почти все угадали скрипку и балалайку. Всего 5 учеников назвали кларнет, столько же назвали свирель, 3 ученика – кастаньеты и всего 2 ученика – домру. Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, мы обратились к истории.
Основная часть.
2.1. История возникновения и развития домры
Оказалось, что история возникновения и развития домры, пожалуй, одна из самых интересных, запутанных и драматичных. Раньше на Руси существовали инструменты танбуровидной формы, пришедшие к нам с Востока. “Происхождение струнных инструментов полностью не выяснено. Вероятно, они происходят из Азии, также, как и большинство музыкальных инструментов вообще”, - эти слова Антонина Модра звучат тому доказательством. Изображения музыкантов, играющих на этих инструментах, встречаются во многих рукописях того времени. Звались такие музыканты скоморохами и являлись, по существу, профессиональными артистами. В начале XVI века при дворе царя Ивана Грозного существовала Потешная палата, которая как раз и состояла из музыкантов, играющих на домрах, гуслях. Сохранилась даже поговорка: «Рад скомрах о своих домрах». Народные праздники и гулянья сопровождались выступлениями веселых бродячих артистов-скоморохов, подобно тому, как сейчас сопровождаются выступлениями известных поп-звезд.
Но именно популярность и любовь народа к домре сослужила ей плохую службу. Главным врагом скоморошества выступила церковь. Духовенство негодовало: «Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты». К тому же скоморохи не стеснялись поднимать в своих выступлениях социальные проблемы. Естественно, все это не могло нравиться и власти. Так появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на два с лишним столетия. «Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В.В. Андрееву (приложение № 2).
Имя Василия Васильевича Андреева – создателя первого великорусского оркестра, композитора и дирижера – пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки. Учась в гимназии, Вася усиленно занимался игрой на скрипке. И, как знать, может быть, он стал бы скрипачом-профессионалом, если бы на его пути не встретилась простонародная балалайка. Для него ясным становится одно: надо в дальнейшем изучать русские народные инструменты.
Вот как Андреев пишет об этом случайном обстоятельстве, перевернувшем всю его жизнь: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера… И вдруг услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленно, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались, мелодия лилась неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. На ступеньках сидел крестьянин и играл на балалайке… Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приемов игры, и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков. Я помню, что тогда, как каленым железом, выжглось в мозгу: играть самому и довести игру до совершенства».
В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву (приложение № 3). Путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных картинах и гравюрах, а также по описанию, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Так реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля. А затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева. Причем в качестве основного оркестрового инструмента. Великорусский оркестр народных инструментов завоевывал признание на академических сценах не только России, но и мира (с блеском гастролировал во Франции, Англии, Америке) (приложение № 4).
С деятельностью Андреева прочно связана творческая жизнь Семена Ивановича Налимова. Сегодня мало кому знакомо это имя. А между тем, в истории русской музыкальной культуры оно занимает видное место. «Русский балалаечный Страдивариус» называли его музыковеды. Благодаря сотрудничеству двух талантливых людей были усовершенствованы русские щипковые музыкальные инструменты. Была реконструирована домра в 4-х струнную с квинтовым строем, благодаря чему мы имеем возможность исполнять произведения мирового уровня (приложение № 5).
2.2. Сравнение инструментов: домра-домбра-думбыраНесколько слов о названии инструмента “домра-домбра-думбыра”. У исследователей есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское - “домра”) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “...Тан - сердце, бура - терзать”. Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур - “домбур - думбра - домбра - домр - домра” и так далее. У казахов домбра - знаменитый щипковый народный инструмент, у узбеков она тоже есть. Мы брали интервью у нашего учителя башкирского языка и литературы, она нам пояснила: «Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и диалектами. Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра - достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Думбыра тоже надолго исчезла в прошлом столетии, она появилась вновь около 30 лет тому назад. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины». Кстати, при сравнении русская домра и башкирская думбыра очень похожи, и внешне, и звучанием. Нам удалось в башкирской гимназии № 25 г. Салавата у преподавателя музыки найти этот инструмент, сфотографировать, послушать её звучание (приложения №6,7).
Но вернемся к истории домры. До 1945 года она использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. Однако отсутствовал оригинальный репертуар. Появлялись отдельные сочинения, но существенного следа в дальнейшем они не оставили. Поэтому принято считать, что история сольного исполнительства на домре началась в 1945 году, когда Н. Будашкин написал первый домровый концерт – концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Именно Н. Будашкин впервые на высоком профессиональном уровне сумел подчеркнуть богатые возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домры.
С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру», новый этап в развитии, и весьма успешно двигается вперед. Вслед за будашкинским появляются и другие концерты – Ю. Зарицкого, Б. Кравченко, Ю. Шишакова, Н. Пейко, В. Пожидаева, Г. Шендерева, Л. Балая, И. Тамарина и т.д. Сколько блестящих исполнителей уже насчитывает история домры: А. Александров, В. Никулин, В. Яковлев, Р. Белов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Круглов, Н. Марецкий, В. Ивко, В. Михеев, И. Ерохина, И. Акулинина, С. Лукин и многие другие.
3.Заключительная часть
Домра, ты не плачь, не плачь!
По нашему мнению, домра уже давно выходит за рамки термина «народный». Эти рамки становятся слишком узкими. Она готова встать в ряд, занимаемый солирующими академическими инструментами. Буквально за несколько десятилетий домрой пройден огромный путь, на который многим «классическим» инструментам потребовался ряд столетий.
Замечательно, что сейчас домра может выступать в разных «амплуа». Надо ли играть классику? Да, обязательно! Надо ли играть обработки? Надо, но только высокохудожественные. И, безусловно, нужно как можно больше играть современной музыки разных стилей.
Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для всех нас чудесный мир музыки. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов). Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. Слово за нами, за домристами!
Что-то нам давно не слышно
Звук заливистой струны.
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься балалайка,
Домра, ты не плачь, не плачь
С удалым народным сердцем
Вы сроднились неспроста!
В золотых руках умельцев
Вам не смолкнуть никогда!
Ссылки
Яковлев Ю. В. История русской домры: на подступах к новому прочтению.
Домрист. Домра и музыка — сайт домристов и о домре
Махан В. В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков».
Р.Г.Рахимов, кандидат искусствоведения. Исследование "Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее"(с Cd-приложением), можно заказать по e-mail folk49@mail.ru

Приложение № 2. Василий Васильевич Андреев – создатель первого великорусского оркестра, композитор и дирижер

Приложение № 3. Старинная древнерусская домра

Приложение № 4. Квартет народных инструментов на музыкальном вечере «Домра. От скоморохов до наших дней».
Приложения
Приложение № 1. Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа(шейки) и головки.


Приложение № 5. Домра малая 3-х струнная и 4-х струнная
Приложение № 6. Домбра узбекская. Думбыра башкирская.

Приложение № 7. Домбра казахская