Обучение выразительному чтению на средней ступени образования


Обучение выразительному чтению на средней ступени образования
Выразительное чтение художественного текста – свидетельство глубокого осмысления, понимания учащимися содержания произведения. Вот почему важнейшим этапом работы над текстом на уроках литературы является его анализ, предшествующий выразительному исполнению.
Искусное чтение учит ценить творения мастеров художественного слова, развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу.
Обучение выразительному чтению предусматривает развитие художественного воображения, укрепление памяти.
Анализируя текст, необходимо создать на уроке такие условия, которые помогли бы ученику испытать искренние переживания, ощутить настроение автора.
В структуре урока должно быть предусмотрено время для образцового исполнения текста учителем, интересного рассказа о поэте и истории создания произведения.
На уроке учащиеся овладевают логикой чтения: учатся членить текст на части, ставить логические ударения, менять темп произнесения речевых кусков, выявлять логические паузы.
Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создаётся логическая мелодия фразы. Она определяется в большей мере постановкой знаков препинания.
После вступительного слова учителя и первого чтения текста спросим учеников, какое настроение вызвал у них этот текст, какие именно чувства они испытали во время прослушивания той или иной части произведения. Можно попросить учеников дать ответ в виде цветового решения (в 5-6 классах попросим поднять цветную карточку, соответствующую чувству, настроению ребят, а затем попросим их прокомментировать свой ответ: красный – радость, восторг, синий – надежда, фиолетовый – тревога, чёрный – печаль, скорбь и т.д.). Здесь очень важно не отойти от текста, а опереться на ключевые слова. Например, при обсуждении стихотворения А.А.Блока «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» (5 класс) обращаем внимание учеников на ключевые слова, которые помогут представить и противопоставить два мира, созданных поэтом: мир мечты, загадки, тайны («кильватерной колонной», «вопросы», «волновали», «загорелые матросы», «заманчивей и шире», «пылинку дальних стран», «странным», «закутанным», «цветной туман») и мир реальный, обыденный, скучный, серый («сонной», «спала», «обычным», «уныло»). Вот теперь зададим вопрос ребятам: с какой интонацией необходимо читать те или иные строки, где и как стоит повысить или понизить голос, сделаем первые обозначения в партитуре стихотворения.
Или при анализе стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» в 7 классе выявим также ключевые слова разных композиционных частей, поставим на них логическое ударение, отметим его в партитуре: «пышным порталам», «великое», «малом»;
«жалких лачуг», «печень», «сычуг»;
«холодные», «мёртвые», «решётками», «темница»;
«башни», «не живёт», «не смотрит»;
«малую хижинку», «неказиста», «небогата», «окошка», «весеннего дня»;
«велик», «чудесен», «ликующих песен», «солнце», «сияющих нот», «песня», «небесных высот». Акцентируем внимание учеников на изменение интонации при чтении разных частей стихотворения, огромную роль восклицательных предложений, аллитерации в заключительных строках. Попросим учеников ещё раз про себя перечитать последние 4 стиха, назвать образы, ассоциации, которые возникли в воображении (свет, сияние, солнце, заря, радость, ликование, восход, рассвет, полёт, надежда, мечта, стремление и т.д.). И вновь вопрос: громко или тихо, приглушённо, быстро или медленно следует читать эти строки? Какова сила голоса? Сделаем соответствующие пометы в партитуре.
В процессе обучения выразительному чтению формируется дикционная чистота, чёткость, разборчивость речи, учащиеся ориентированы на соблюдение орфоэпических норм, что является составляющими компонентами коммуникативной компетентности. Кроме перечисленных компонентов правильной речи формируется правильное (поставленное) дыхание и хороший (поставленный) голос.
Для того чтобы верно отражать смысл каждой поэтической фразы, необходимо учить детей вдумываться в смысл последующих фраз, устанавливать их взаимосвязь.
Речь исполнителя должна быть эмоционально-образной. Для этого нужно представлять себе, о чём говорится в данном произведении. Текст должен быть понятен и интересен обучающемуся. Вот почему очень важно выявлять образы, картины, которые возникают в воображении учеников. «Что вы сейчас увидели?», «Какую картину представили?» - эти вопросы должны звучать неоднократно при разборе каждой части, каждой строфы.
Обратимся опять же к тексту Заболоцкого. В первой строке встречаем выражение «пышным порталам». Что такое портал? «Нарисуйте» словесно «пышный портал». Объясните, как представляете себе лицо человека, похожее на такой «пышный портал». «Что такое лачуга? Как выглядит, по- вашему, «жалкая лачуга»? Каким видите лицо, подобное жалкой лачуге, в которой варится печень и мокнет сычуг? А чем тогда отличается «малая хижинка» от «жалкой лачуги»? Какую роль играют здесь уменьшительно-ласкательные суффиксы? Какие чувства автора мы должны передать своим чтением при исполнении этих строк о «лицах, напоминающих малую хижинку»? Как думаете, эти строчки следует читать громко или тихо, резко и жёстко или как-то иначе?
В процессе развития художественного воображения исполнителя можно и нужно опираться на образ адресата. Это лирический адресат (тот, кому посвящено произведение) или слушатель. Но в некоторых случаях очень важно представлять не только адресата, но и лирического адресанта произведения. А от чьего имени ты сейчас произносишь текст, как себя ведёшь, ощущаешь в данный момент? Каковы твои жесты, мимика?
Я остановлюсь на произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 5 класс. Королевич Елисей в поисках царевны обращается к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч». Попросим учеников представить себя на берегу моря, на открытом пространстве. В лицо дует сильный ветер, а нам необходимо набрать полную грудь воздуха и говорить с такой силой и энергией, чтобы нас ветер услышал. Итак, произнесите теперь монолог Елисея, представив себя на морском берегу.
5 класс, «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Обсуждаем описание сражения. Обращаем внимание учеников на роль ассонанса и аллитерации. С какой целью поэт так часто повторяет звуки «р», «л», «а», «о», «у»? Учащиеся отмечают, что Лермонтов таким образом передаёт атмосферу боя, помогает нам самим «услышать» этот бой. Теперь попросим одного ученика представить себя на Бородинском поле и вполголоса прочитать фрагмент стихотворения ( «Земля тряслась, как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»), а остальные ученики в это время совсем негромко, на одной ноте одновременно протяжно произносят звук «у», то есть гудят. Добиваемся, чтобы чтец произносил текст в унисон классу. И в этом «однообразии», в этой «монотонности» исполнения данного фрагмента и состоит цель упражнения – передать жуткий, глухой, протяжный вой смерти.
В процессе обучения выразительному чтению прорабатываются также ритм и рифма стиха. 5 класс, И.А.Бунин «Змея». («Покуда март гудит в лесу по голым //Снастям ветвей, - бесцветна и плоска,//Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжёлым,-//Холодным сном – и жду: весна близка.»). Отмечаем на уроке необычный синтаксис, особенности авторской пунктуации, с помощью которых поэт добивается оригинального ритмического рисунка произведения. Строки длинные, строфы неравномерные. Чередование мужских и женских рифм, неоднократное использование переноса, несколько раз разрывающие строки многоточия и тире, а также лексические повторы и звукопись позволяют пятиклассникам представить, увидеть медленно ползущую по земле змею.
Большое внимание следует уделить психологической паузе, начальной и финальной паузам. Психологическая пауза служит для особого выделения фрагмента фразы, слова, привлечения к нему внимания слушателя. Такая пауза на письме обозначается многоточием. Чтец может применить психологическую паузу и при отсутствии многоточия.
Начальная пауза подготавливает чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию. Чтец приводит себя в то состояние, которое требуется для исполнения первых фраз, первых слов. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица, позе.
Финальная пауза означает отсутствие скомканного конца. После произнесения последней фразы чтец ещё некоторое время находится в том же эмоциональном состоянии, что выражается в его позе и выражении лица.
6 класс, баллада Гёте «Лесной царь» в переводе В.Жуковского. Заключительная строфа.
Ездок оробелый не скачет – летит…
Младенец тоскует, младенец кричит…
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал.
Спрашиваем учащихся: «С какой целью в этой части баллады использовано так много глаголов?» Ответы учеников: «Таким образом автор передаёт стремительность движения ездока». «Как авторская пунктуация передаёт скорость движения героя, стремительно развивающееся действие баллады?» «В трёх стихах использовано многоточие, тире в первой строке выражают быстроту движения героя». «Каким образом пунктуация помогает нам расставить необходимые паузы при исполнении текста?» На месте тире и многоточий паузы более продолжительны, на месте запятых паузы чуть короче. Дыхание чтеца прерывистое, после пауз необходимо снова набирать воздух в лёгкие, чтобы передать ощущение задыхающегося от быстрой езды героя.
«Особое значение имеет финальная строка. Как и почему её следует интонационно выделить при чтении вслух?»- задаём вопрос ученикам. Несмотря на все усилия отца, ему не удалось обмануть смерть. Неизбежность трагического финала подчёркивается повышением голоса в конце третьей строки, увеличением паузы на месте многоточия, понижением голоса в четвёртой строке и логическим ударением на слове «мёртвый», которое желательно выделить дополнительными небольшими паузами. Не забудем отметить все эти наблюдения в партитуре текста.
О разновидностях партитурных пометок, так называемых «нотах» выразительного чтения, можно подробно узнать в специальной литературе. Если учитель предполагает на уроке составление очень подробной партитуры всего текста (как правило не слишком большого по объёму), тогда целесообразно заранее распечатать тексты стихотворений на специальных листах бумаги для каждого ученика.
Обязательно на уроке следует выделить время для чтения учащимися произведения по составленной партитуре. Только такое вдумчивое, осмысленное чтение художественного текста позволит ученикам понять его идею, выявить авторскую позицию.