Иностранный язык для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида
Основная цель изучения иностранных языков в таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:памятьречьвосприятиемышлениекругозор На начальных этапах обучения необходимо продумать и подобрать материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, можно предложить интересные видео – или аудиопособия (например, английские учебные фильмы про Маззи, об Англии, об Австралии, о Германии), встречи с переводчиками и с людьми, побывавшими в странах изучаемого языка. На урок может быть приглашен старшеклассник, уже овладевший первоначальными навыками разговорной речи и способный их продемонстрировать.В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. ж чтение, а также умение пользоваться словарем;игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;развитие моторики через интегрированные уроки: – иностранный язык + музыка иностранный язык + рисование иностранный язык + труд Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов памяти, мышления, речи. При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение и лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике,; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи. Ввиду того, что обучение иностранному языку базируется на обучении чтению, на начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры. В дальнейшем идет опережающее, сравнительно с общеобразовательной программой, обучение чтению. Построение на этом принципе адаптированной программы обусловливается тем, что дети с ЗПР не в состоянии усваивать иностранный язык только на слух ( в массовой школе в течение 9 недель работа идет только устно).В массовой школе только с 11 урока начинается знакомство с буквами, по адаптированной программе к этому времени буквы уже изучены и идет углубленная работа над чтением с использованием текстов из учебника. В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением ( устной речью), аудированием.Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.Z.B. Ein Fischer fischt frische Fische,Aber frische Fische fischen Fischer. Сложные конструкции и клише… - такими учащимися не будут усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно проводить такую работу лишь с целью ознакомления.Ошибки – не исправлять. Составил ученик «винегрет» - хорошо, я тебя поняла.Оценка – вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к иностранному языку. Если состав учеников очень слабый, то целесообразно введение букв алфавита растянуть – по две буквы за урок или отводя урок только закреплению изученных букв, обыгрывая или пропевая их в простых инсценировках типа:Ich bin A. Er ist C. Du bist B. Wir sind ABC. Постоянно в течение урока учитель должен следить за объёмом и степенью сложности материала. Придерживаясь базового уровня (минимума!) некоторые грамматические явления в классах ЗПР можно предъявлять только для ознакомления, сокращая количество лексических единиц для активного применения Одно из основных требований – индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребенку. На уроке ученику должно быть обеспечено право на бесконфликтное обучение Социокультурный компонент Новые образовательные технологии Нетрадиционные формы работы Игровые, творческиеформы работы Диктант – пантомимаУгадай буквуДоминоНайди паруДиктант – картинкаПопусти через себяФизпаузы:ПрезентацииОчень хорошо в работе с детьми с ЗПР «приживается» проектная работа Информационные технологии и нетрадиционные формы уроковВидеоматериал Проектная работа включает:формулировку конкретной цели, направленной на достижение не языкового, а практического результата;определение каждому ученику / группе конкретных задач по выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка;оказание учащимся помощи в выполнении задания, не подавляя при этом их инициативу и самостоятельность.Не следует при этом забывать о том, что школьника с ЗПР необходимо сначала научить коллективной работе и взаимодействию. Весь учебный процесс в проектной работе ориентирован на учащегося: Ролево – игровые проекты - это проекты, где структура остаётся открытой до окончания проекта. Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует повышению мотивации у детей с ЗПР. Он позволяет познать представителей другой страны через определённые социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев. Как мы проводим коррекционную работу? Это - ежедневная коррекция, проводиться через различные формы учебной деятельности:развивающие игры;развивающие упражнения;динамические паузы;психологические паузы;элементы тренинга;приемы мозгового штурма;Вкрапления в этих классах нового материала нужно проводить постоянно, только в этом случае будет результат. В учебно-воспитательном процессе ориентируются на возможности ученика. Пороги ощущений (реакции ребенка на внешние раздражители) изменены: ребенок обладает повышенной чувствительностью, реагирует на минимальные по силе раздражители, имеет повышенную обидчивость. Рекомендовано проводить занятия в классах ЗПР в закрытых рекреациях, там где спокойная обстановка и минимум шума. Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал.В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с нарушениями речи и дети классов ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает. Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).Частая повторяемость учебного материала: Учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).Обязательное использование наглядности на уроке Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, то есть не желают взрослеть (имеют уровень пятилетнего ребенка), хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).Введение материала небольшими порциями в контексте.Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах. Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны обучающихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Конечно, эта работа требует от ученика хорошей языковой подготовки, усидчивости, творческого подхода, но он делает всё это с радостью. Никто из учеников не остаётся разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров даёт радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия (на уроке, при выполнении домашнего задания) для развития этого мотива. нформационные технологии и нетрадиционные формы уроков опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях. Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.