Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебство музыки Эдварда Грига»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Школа искусств»
г.СыктывкарМетодическая разработка
внеклассного мероприятия
«Волшебство музыки Эдварда Грига»
Предмет: фортепиано,
1-7 классы.
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Можарова Ольга Евгеньевна
г. Сыктывкар
2016г.
Продолжительность: 1 урок – 45 мин.
Класс: 1-7 классы школы искусств
Форма проведения мероприятия: музыкальный вечер.
Цель:
создание условий для воспитания в учениках качеств музыканта-просветителя посредством их участия во внеклассном мероприятии.
Задачи:
- развивать широкий музыкальный кругозор и культуру речи;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к музыке;
- познакомить учащихся с музыкальными произведениями Эдварда Грига;
Ведущие музыкального вечера –учащиеся класса.
В качестве музыкальных иллюстраций звучит музыка в исполнении учащихся класса.
Сценарий
Ведущий 1.Величественна и сурова Норвегия-страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов.
Ведущий 2. Самобытное искусство, быт, нравы маленькой северной страны стали известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии – поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле Буллю, прозванному “северным Паганини”, композитору Эдварду Григу.
Ведущий 1. Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене. В семье очень любили музыку. Мать Грига была хорошей пианисткой. Она и стала первой учительницей сына, которому в то время не было и шести лет. В домашних концертах Эдвард исполняет произведения не только великого Моцарта и других композиторов, но и свои собственные.
В исполнении ученика … класса звучит «Вальс» e moll (Э. Григ «Лирические пьесы», тетрадь II, op.38)
Ведущий 2. В четырнадцать лет Эдвард Григ едет в Лейпциг-город, который славится высокой музыкальной культурой, и становится студентом консерватории. Четыре года Эдвард трудится без устали, часто забывая о сне и еде. Получив диплом композитора и пианиста, возвращается на родину.
Ведущий 1. Он много путешествует по Скандинавии, бродит по горам, вслушиваясь в наигрыши пастухов, любит бывать на деревенских праздниках. Там Григ слышит и записывает множество танцевальных и песенных мелодий, которые позже использует в своих произведениях.
Ведущий 2. “Норвежский танец” ля мажор, который сейчас прозвучит, один из самых известных произведений Эдварда Грига. Написан он в характере халлинга. Его исполняет один танцор-мужчина.
Ведущий 1. Начинается танец спокойно. Исполнитель, не спеша, как бы нехотя, идёт по кругу короткими медленными шагами, изгибая руки и ноги. И музыка сначала тоже медленная.
Ведущий 2. Неожиданно её сменяет стремительная, быстрая пляска. Что только не делает танцор, чтобы понравится зрителям, удивить их своим мастерством! Он то вертится волчком, то ложится на землю, то высоко подпрыгивает и переворачивается в воздухе.
Ведущий 1. Но вот танцор делает большой прыжок, музыка сразу останавливается. Все с интересом ждут: что же будет дальше? А музыка между тем, звучит уже снова, и танец к удовольствию зрителей начинается сначала.
В исполнении дуэта учеников … класса звучит «Норвежский танец» A dur (Э. Григ op. 35)
Ведущий 2. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами. В пьесе Грига “Кобольд” оживают сказки и легенды Норвегии. Кобольды-маленькие человечки, живущие глубоко под землёй и охраняющие свои несметные богатства-драгоценные камни, минералы, золото. Только добрым и честным людям открывают они свою тайну, а злые и жадные погибают, попадая в подземное королевство.
В исполнении ученика … класса звучит пьеса “Кобольд” (Э. Григ op.71№3)
Ведущий 1. Григ очень любил норвежскую природу с её величественными скалами и тихими заливами. Она была для композитора не только отдыхом и удовольствием, но и источником вдохновения. Поэтичная картина пробуждающейся северной природы представлена в пьесе Грига “Утро” из музыки к драме Ибсена “Пер Гюнт”.
Ведущий 2. По словам композитора, “это настроение утренней природы, где… при первом forte солнце прорывается сквозь облака”. Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер.
В исполнении дуэта учеников … класса звучит пьеса “Утро” (Э. Григ op.46, сюита №1)
Ведущий 1. Последние годы жизни Григ провёл в местечке Троллхауген, что в переводе означает холм троллей. Там ничего не отвлекало его от работы. Шум прибоя, пение птиц, таинственные шорохи леса вдохновляли композитора. И оживали в музыке Грига сказочные обитатели лесов-эльфы-крошечные человечки, живущие в бутонах цветов, как Дюймовочка. Легко кружатся они в воздушном танце, перелетая с одного благоухающего цветка на другой, мелькают за спиной прозрачные крылышки.
В исполнении ученика … класса звучит пьеса “Танец эльфов” (Э. Григ op.12)
Ведущий 2. Фантастическая пьеса Грига “В пещере горного короля” переносит нас в подземное царство троллей. Туда попадает Пер Гюнт, герой многих музыкальных произведений Эдварда Грига.
Ведущий 1. Похожие на чертей, с рассечённым глазом, тролли видят мир как в кривом зеркале. Они злы и коварны. Тролли хотят женить Пер Гюнта на своей принцессе, но он отказывается. Тогда разъярённые тролли набрасываются на Пер Гюнта, грозят разорвать его в клочья. Но раздаётся удар колокола, и вся нечисть исчезает. Пер спасён!
Ведущий 2. Пьеса “В пещере горного короля” написана в жанре марша. Она начинается в низком регистре медленно, тихо, будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Постепенно звучание усиливается, движение всё стремительнее, и вот уже кажется, что даже горы пустились в дикий пляс.
В исполнении дуэта учащихся… звучит пьеса “В пещере горного короля” (Э. Григ op.46)
Ведущий 1. Горячие симпатии людей всего мира привлекает музыка Грига, её удивительная задушевность, простота, искренность. В ней много света и радости. В ней живёт Норвегия с её чудесной природой, с её поэтическими преданиями, с её мужественными людьми.
В исполнении ученика … класса звучит пьеса Эдварда Грига “Сердце поэта”
Использованная литература.
Асафьев Б. “Григ” - “Музыка”, Ленинград, 1986г.
Бейдер Т., Белобородова В., Тилевич А. “Музыка для 3 класса” - “Музыка”, Москва, 1983г.
“Магический кристалл” – “Радуга”, Москва, 1988г. (стр.407-415, Хильшер Э. «Хардангерская скрипка»)
“Музыкальная литература зарубежных стран” Выпуск V под редакцией Б. Левика - “Музыка”, Москва, 1980г.
Паустовский К. Повести и рассказы – татарское книжное изд-во, Казань, 1986г. (стр.181-188, «Корзина с еловыми шишками»)
Румер М., Домрина Е., Куликова Н. “Музыка для 4 класса” - “Музыка”, Москва, 1977г.