Материал для стенда в рамках года кино о популярном актёре Н. Рыбникове
РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Никола́й Никола́евич Ры́бников (1930—1990) — русский актёр, заслуженный артист РСФСР (1964), народный артист РСФСР (1981). Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске (сейчас Воронежская область), в обычный рабочей семье. Отец, Николай Николаевич Рыбников, работал слесарем. Мама, Клавдия Александровна была домохозяйкой.. По другим источникам, отец Николая Рыбникова был актёром. Отец Николая Рыбникова ушел на фронт, а мама совместно с 2-мя отпрысками — Николаем и Вячеславом — переселилась к собственной сестре, проживавшей в Сталинграде. Ребята рано остались без родителей — война не щадила никого, и скоро с фронта пришла похоронка на отца, а следом за ним погибла и мать, Клавдия Александровна. Актриса Инна Макарова говорила, что на съёмках кинофильма «Высота» Николай Рыбников поделился с ней собственной заветной потаенной: «Во время панического бегства штатского населения из разбомблённого германцами Сталинграда все перебирались через реку на всём, на чём было может быть плыть. Весь город горел сплошной стенкой. В городке живьем сгорели тыщи людей. И вся Волга горела, потому что по реке текли ручьи пылающей нефти. И Николай, в свои 11 лет, чудом перебрался на другой сберегал. Он не умел плавать и пришлось цепляться за плывущие на тот сберегал лодки, а люди в лодках лупили его по рукам, спасаясь сами.
И вот всё пережитое им и все детские воспоминания от кружащей вокруг погибели (немцы бомбардировали переправляющихся штатских людей) и удовлетворенность спасения вложили в него некий неизвестной силы заряд духовного характеристики, который никогда не перестаёт и только всегда его веселит. И любовь к жизни всегда распирает его!… Наверняка, за это мы любим его песни, его киноленты. И наша удовлетворенность потому тоже никогда не иссякнет..Вырос в Сталинграде, где окончил жд школу (где, временами, в одном из углов класса появлялась не убиваемая надпись „В этом углу стоял небольшой Коленька Рыбников“»).Обучался в школе N 5 (бывшей мужской гимназии). Тут, на подмостках школьной сцены, и были увидены его актёрские возможности. Николай Рыбников был актёром вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. Обучался в Сталинградском мед институте. В 1948 году Николай поехал в Москву обучаться на артиста и поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который закончил в 1953 году. В памяти Тамары Федоровны, Рыбников остался человеком огромного характера, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер, а ему все предлагали играть, как с горечью гласил в конце жизни сам актёр, бригадиров. Творческий спектр его был необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему удавались Жюльен Сорель и Хлестаков, Макар Нагульнов и пушкинский Дон Гуан, Бенкендорф, изъясняющийся только по-французски.
Во время съёмок фильма «Высота» Рыбников женился на популярной актрисе Алле Ларионовой. Она была настоящей звездой экрана, за ней ухаживали многие видные деятели тех лет. Ларионову даже уговаривали перебраться на запад, обещая ей звёздную кинокарьеру в Европе и Голливуде.
Народная артистка РСФСР (1990) Приз Гильдии актеров кино России за выдающийся вклад в профессию (2000) Столичный период актёра, его свадьба на Алле Ларионовой, их любовь и круг общения на уровне знаменитостей довольно много описаны в столичных изданий.
В канун нового 1957 года Рыбников приехал к актрисе и её ребёнку в Минск, где проходили съёмки её фильма «Полесская легенда», а в первый же рабочий день, 2 января 1957 года они и расписались. В Дом кино на премьеру «Высоты» они пошли уже вдвоём. И когда герой фильма, которого тоже звали Николай, сказал с экрана: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?» весь зал взорвался аплодисментами. О своих знаменитых родителях вспоминает Алена Рыбникова.
Они воспитывали двух своих дочерей — Алену и Арину. Актёры Алла Ларионова и Николай Рыбников счастливо прожили вместе почти 35 лет.
Актер Николай Рыбников («Весна на Заречной улице», «Высота», «Девчата») и Алла Ларионова («Садко», «Анна на шее», «Двенадцатая ночь») были одной из самых эффектных пар советского кинематографа. Но дома они никогда не говорили о кино. Дома у них были совсем не киношные заботы. Вместе ездили по магазинам «отовариваться», вместе готовили еду, делали ремонт. Благодаря ролям в кино многим поклонникам Рыбникова и Ларионовой казалось, что отец в жизни был спокойным и уравновешенным, а мама — эмоциональной, взрывной. На самом деле все было с точностью до наоборот. Мама — человек мудрый, удивительно выдержанный. Не помню, чтобы она хоть раз повысила голос. Все продумает, прежде чем что-то сказать... А папа — эмоциональный, мог и вспылить. Он вообще был человеком непредсказуемым, все удивлялись... Причем, мне кажется, папе этого и хотелось добиться — удивить всех. У папы были потрясающие соленья. Он даже арбузы засаливал. У нас в Марьиной Роще был гараж, и отец специально попросил мужиков-работяг, чтобы они сделали погреб для домашних заготовок. Особенно славились у гостей помидоры по-рыбниковски.
Известный режиссер даже сказал: «Какая красная икра сравнится с этими помидорами?!» Отец утром пойдет на рынок, вернется, увешанный авоськами с зеленью, помидорами, приправами. Никаких рецептов и пропорций он не придерживался. Банки не кипятил, крышки использовал обычные, полиэтиленовые. И при этом ничего у него не взрывалось! Рука легкая была... Кстати, на «кулинарной почве» мы с отцом даже ругались (улыбается). Как сейчас помню: воскресенье, утро. Мама, я и младшая сестра Ариша спим как мертвые. А папа — жаворонок, вставал в полшестого. В 7 утра просыпаемся от грохота кастрюль. Мы все в один голос: «Ну сколько можно?! Что ты шумишь в такую рань? Выходной день все-таки!» Он: «Я им тут вкусности готовлю, могли бы и потерпеть!» Он успел сбегать на рынок, холодец уже делает, все у него кипит-шипит на плите... А иногда отец говорил: «Так, сегодня дома ничего готовить не буду. Мы едем в ресторан «Украина». Отец был очень романтичный. Всегда срывался со съемок (даже если они проходили в Красноярске) и обязательно приезжал на мамин день рождения 19 февраля. И она все время его ждала, говорила: «Он обязательно приедет». И действительно, часов в 7-8 вечера появлялся запыхавшийся отец с чемоданами и подарками.
Папа до последних дней называл маму Лапусик. Аллой — редко-редко. Для нас с сестрой Ариной это было нормой, мы выросли с этим «лапусиком». Поэтому, когда слышали в гостях, что муж жену называет Валя, Таня, нам это казалось очень странным... Когда мне было 18 лет, мамина приятельница сказала: «Алена, твой биологический отец — актер Иван Переверзев. А Рыбников — прекрасный человек, видишь, как он к тебе замечательно относится». Знаете, никакого шока у меня эта информация не вызвала. Я-то видела, как папа ко мне относится. И не важно, биологический Рыбников отец или нет... У родителей была роскошная библиотека. Они часто выезжали на гастроли в глубинку, где в отличие от Москвы можно было купить хорошие книги. Что могли, они привозили с собой, а остальное отправляли посылкой и на почте получали свои книги. Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу , не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгод-ную партию. Ларионова ответила: "Судьба, значит. У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью... А главное, очень любил меня".
Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: "Любимая женщина, любимый дом, любимая работа". Алла была не только любимой женщиной Рыбникова — она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью. Обожание Рыбниковым своей жены было безграничным – он мог, бросив все, отправиться в другой город ей навстречу, даже зная, что наутро она уже будет дома. «Я так люблю Алку! Я не мог без нее. До завтра я не доживу»...
«Кочубей»
1958 год
«Нормандия – Неман»
1960 год «Дядюшкин сон» 1966 год
«Самая высокая»
1967 год «Освобождение»
1970 год
«Есть идея!»
1977год
На пике популярности Рыбников снялся в фильме "Девчата", который собрал 35 миллионов просмотров и включен в список лучших комедий нашей страны. Сам актер сначала считал, что фильм откровенно слабый, и его ожидает провал. Но со временем он изменил свое мнение. Отношения между Рыбниковым и Румянцевой, которые сыграли главные роли, были очень сложными, поэтому сцены ссор получались у них очень реалистично. После этого, в 60-х годах слава киноактера пошла на убыль. Нельзя сказать, что все последующие его работы были неудачными, некоторые фильмы заслужили высокую оценку критиков. Это эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир", драма "Хоккеисты", картина "Седьмое небо". Николай Рыбников в трудные годы В 80-х годах актера почти перестали приглашать на съемки, что не могло его не расстраивать. Из бывшего некогда кумира он превратился в обычного пенсионера, которому, к тому же приходилось обеспечивать семью. В дальнейшем Николая Рыбникова много снимали, на его счету такие фильмы, как «Им покоряется небо», «Война и мир», где он исполнил роль Василия Денисова, «Освобождение», « HYPERLINK "http://povkusam.ru/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29" \o "Хоккеисты (фильм)" Хоккеисты».Большой успех выпал на долю картины «Седьмое небо» (1972), в которой Николай Рыбников снялся со своей женой Аллой Ларионовой.
Дебют в кино — прошедший практически незамеченным кинофильм «Команда с нашей улицы», роль Дроздова. По-настоящему его актёрский талант открылся у режиссёров А. А. Алова и В. Н. Наумова в картине «Тревожная молодость». Рыбников в этой роли был умопомрачительно сдержан, немногословен, скуп на эмоции и его работу отметили критики.
В следующей своей роли в фильме М. Швейцера «Чужая родня» он сумел создать абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту роль было трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора Федора фамилия актёра Рыбникова была самой последней.
«Чужая родня» 1955 год В следующей своей роли в фильме М. Швейцера «Чужая родня» он сумел создать абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту роль было трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора Федора фамилия актёра Рыбникова была самой последней. Фёдор не может ужиться в доме родителей своей жены Стеши Ряшкиной. Родители Стеши в общем неплохие – трудолюбивые, люди, но с одним, зато вызывающим конфликт, «изъяном»: интересы своей семьи, своего двора они ставят выше интересов «общественных», колхозных. У Федора такое отношение к колхозной жизни вызывает протест и отчуждение от родственников…
«Весна на Заречной улице»
1956 год Слава пришла к артисту после полюбившихся зрителям лент «Весна на Заречной улице» (1956), поставленной Ф. Миронером и М. Хуциевым. Герой Рыбникова — Саша Савченко — обыкновенный парень. По профессии он сталевар, по должности — бригадир, по социальной прописке — исконный житель рабочих окраин. Режиссёр картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И всё же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли всё время и каждый день приносить новые решения».
Вот что вспоминает об Алле Ларионовой Ирина Константиновна Скобцева—Бондарчук, народная артистка России: «Коля и Алла были одной из самых счастливых семейных пар, какие я только знаю. Алла за Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то, как Коля устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, невозможно было не восхищаться».
В кинофильме «Высота» (1957) режиссёра А. Г. Зархи счастье Николая — в сооружении им большой домны. Он — владелец жизни. Таким и лицезреет его забиячливая, колющаяся Катя (одна из наилучших ролей И. В. Макаровой) и влюбляется в него безоглядно. Актриса с волнением вспоминала один из эпизодов кинофильма, когда Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается на руках по металлическому тросу. В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» — и лицезреет кровавые ладошки Рыбникова, который не успел на «первый дубль» надеть рукавицы. Песня из кинофильма "Не кочегары мы, не плотники" сразу стала шлягером. В этом фильмы играли еще и такие звезды как Михаил Кокшенов, Марианна Стриженова и другие.
«Высота»
1957 год
«Девушка без адреса» 1958 год В 1958 году Николай Рыбников снялся в картине Э. Рязанова «Девушка без адреса», и хотя публика горячо приняла фильм (он занял в прокате второе место) критика сочла его не слишком удачным.
Песня из кинофильма «Девушка без адреса»
"О чем я печалюсь, о чем я грущу,Одной лишь гитаре открою:Девчонку без адреса всюду ищуИ днем, и вечерней порою".(А.Лепин - В.Лившиц)
В 1961 году актёр согласился сниматься в комедии, когда режиссёр Юрий Чулюкин пригласил его на главную роль лесоруба Ильи Ковригина в фильме «Девчата». Эта картина имела огромный зрительский успех и по сей день остается в числе лучших комедий советского кино. «Профессионалом он был потрясающим, — отмечала Надежда Румянцева. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают.
«Девчата» 1961 год
Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот „суп“ Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил её с куском кожи. Потекла кровь. „Ну, — говорим, — все“. Видим же — распухает щека. А Коля: „Нет. Будем снимать“. И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал…». И Румянцева добавила: «У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: „О, Рыбников! Коля!“ Нет. Он был очень сдержан».
Рыбников был замечательным актёром- ему верили и его любили. Он ещё и прекрасно пел. Фильму «Весна на Заречной улице» 50 лет, а слушаешь голос Рыбникова с замиранием...Он рано ушёл, но сделать в профессии успел столько, что ещё не одно поколение будет знать и помнить Рыбникова Николая Николаевича.
В 2007 году вышли воспоминания Л. С. Полухиной «Алла Ларионова и Николай Рыбников» о любви двух известных актёров.
Актёр не дожил до шестидесятилетия полтора месяца. Николая Рыбникова не стало 22 октября 1990 года, он лег спать и не проснулся - подвело сердце.Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.Алла Ларионова умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Алла Ларионова была похоронена на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.
В 2009 году об Алле Ларионовой был снят документальный фильм «Сказка о советском ангеле», в котором об актрисе вспоминали Марианна Вертинская, Вячеслав Шалевич, Михаил Козаков, Лариса Лужина, Николай Губенко, Евгений Киндинов, Алла Сигалова и Александр Пашутин.