Урок математики в 7 классе по теме:«Обобщающее повторение формул сокращенного умножения»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тундрихинская основная общеобразовательная школа
Урок математики в 7 классе по теме:
«Обобщающее повторение формул сокращенного умножения»
Выполнила
Таскаева Татьяна Васильевна,
учитель математики и информатики первой квалификационной категории
2015 г
Тема «Обобщающее повторение формул сокращенного умножения».
Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным. (Б.Паскаль)
Цель игры:
активизация познавательной деятельности учащихся,
повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи игры
Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.
Основной ход игры похож на телевизионную версию. Игра состоит из 7 геймов. В каждом гейме предлагается вопросы. Учащиеся готовят ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время можно увеличить до 3 минут.
В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. Для проведения игры подготовить табло-маркерную доску для оповещения результатов игры, фоновую музыку для пауз во время выполнения заданий.
Ход игры:
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок в виде соревнования. Соревнование будет проходить поэтапно. В ходе урока, мы покажем все свои знания и умения по теме: «Обобщающее повторение формул сокращенного умножения»На вашем столе лежит оценочный лист, в котором будут записываться результаты ваших действий на каждом этапе. 1 гейм. Разминка.
Учащимся предлагаются вопросы, которые требуют быстрого ответа.
За каждый правильный ответ по одному очку.
Проверяется знание формул. Найти рассыпанные формулы.1) (а+b)² 2) (а-b)² 3) (а-b)(а+b) 4) а²-b² ; 5) a2+2ab+b2; 6) a2–2ab+b2
Подведем итоги первого гейма (объявляются результаты разминки).
2 гейм. Ты мне я тебе.
Учащимся предлагаются задания, которые необходимо решить за 3 минуты пока звучит музыка.
(2a+b)² (3a–c)² (8x+y)² (7x–2)² (12a2+3b3)²
(3–x)² (4+b)² (x–1)² (3+a)² (18a4–25b5)(18a4+25b5)  
(4a2+3b2)² (2a2–b3)² (4a2–5b)² (8a2–b2)² (a2–5b)(a2+5b)   (a–3b2)(a+3b2)   (6–x2)(6+x2)   (5–x2)(5+x2)   За каждое правильное задание 3 балла.
3 гейм. Эстафета.
По цепочке, учащиеся выполняют задания на применение формул сокращенного умножения.
Упростите
(a+1)(a2–a+1)+1 (a+2)(a2–2a+4)–a3 (2a+1)(4a2–2a+1)–1 (a+3)(a2–3a+27)–a3 (2a+3)(4a2–6a+9)–27
(2x+1)2–4x (3x+1)2–1 (4x+3)2–9 (2x+3y)2–4x2 (8x+1)2–1
(2a–3)(4a2+6a+9) –8a3 (3a–4b)(9a2+12a+16b2) +64b3 (a–9)(a2+54a+81) –a3 (3a–b)(9a2+3a+b2) –b3 (3a–2)(9a2+6a+4) +8
(3x+7)2–49 (5x+6y)2–25x2 (4x+5y)2–20xy (4x+7)2–56x (10x+7)2–49
За каждое правильное задание 3 балла.
4 гейм. Перевертыши. (Я называю перевертыш, а вы угадываете телепередачу).
"Телепередачи"
1. Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши!);
2. На войне мертвецов (В мире животных);
3. Крещеный век (Звездный час);
4. Манекен и беспредел (Человек и закон);
5. Вечерний крест (Утренняя звезда);
6. Никого нет на улице (Пока все дома);
7. Пещера кошмаров (Поле чудес);
1. Кружок домоседов (Клуб путешественников);
2. Радиожелудки (Телепузики);
3. Для тех, кому за 60 (До 16-ти и старше);
4. Коварная ночь (Добрый день);
5. Заморская рулетка (Русское лото);
6. Деревенька (Городок);
7. Ледяная сотка (Горячая десятка);
(1 балл)
5 гейм. Вычислительный.
Две пары по два участника решают задания.
Найдите значение выражения, если b= –2
(b2–2b3+b4) : (–b2)
(–b7–b6+b5) : b5
(b–1)(b+1)+2
(b+1)2–b2
За правильный ответ 1 балл.
6 гейм. Хоккей. Задание на сообразительность. Забейте гол вратарю, заполните верно таблицу.
  Квадрат суммы Квадрат разности Сумма квадратов Разность квадратов
a2+b2 a2–b2 (a+b)2 (a–b)2 За правильный ответ 1 балл.
7 гейм.
Решите уравнение.(по выбору, 3 балла)
2(x–1)(x+2)=(x–3)(x+1)+(x–1)(x+1) (x= –2)
2(x–1)(x+2)=(x–3)(2x+1) (x= 17)
2(x–1)(x+2)= 4+2x (x=2; –2)
2(x–1)(x+2)=2x2 (x=2)
Итоги соревнования. Рефлексия.
Подведение итогов последних геймов и всей игры. Награждение победителей. Утешительные призы.
Оценочный лист:
Задания 1 гейм 2 гейм 3 гейм 4 гейм 5 гейм 6 гейм 7 гейм
Баллы