Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева Кусака


Технологическая карта урока литературы в 7 классе
по теме «Проблема ответственности и гуманного отношения к животным в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»
учителя русского языка и литературы МОУ Искровская СОШ Романовского района Горкавченко Елены Валерьевны
УМК Коровиной В.Я. (2009г.)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Обучающие: знакомство уч-ся с новым автором; отработка навыков анализа художественного произведения
Развивающие: развивать навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения текста; развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом: развивать логическое мышление; развивать умение работать в группах.
Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию уч-ся, воспитывать у них любовь к животным, чувство ответственности за них; воспитание духа толерантности, умения принять другие точки зрения.
Оборудование: учебник, ПК для показа слайдов, раздаточный материал
Этапы урока Приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время УУД
1.Этап мотивации к учебной деятельности Приветствие
Обращение к личному опыту Приветствие учащихся, настрой на работу, создание благоприятной атмосферы в классе.
Предлагает взглянуть на слайд с фотографиями собак и ответить на вопросы:
Любите ли вы своих собак?
А за что, расскажите.
А смогли бы вы предать, обмануть, бросить своего четвероногого друга? Почему?
Подводит итог беседы.
Отвечают на приветствие
Отвечают на вопросы 1 мин
5 мин П3
П13
К5
К12
Л8
Л15
2.Этап актуализации и пробных учебных действий «Тонкие и толстые» вопросы
Рассказ Дома уч-ся должны были самостоятельно прочитать рассказ «Кусака». Задает вопросы:
Кто автор этого произведения?
Знаком ли он вам?
Значит, какая цель стоит перед нами прежде всего?
Краткий рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Андреева Отвечают на вопросы
Формулируют одну из целей урока – познакомиться с новым автором
Слушают учителя, записывают основные моменты в тетрадь
2 мин
5 мин П18
Р1
3.Этап выявления места и причины затруднения Беседа Предлагает уч-ся зачитать высказывания, которые лежат перед ними на столе и являются эпиграфами к уроку
Зачитывают высказывания и комментируют их 5 мин П6
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Создание проблемной ситуации Предлагает уч-ся, опираясь на эпиграфы, самим определить тему урока и те вопросы, на которые уч-ся попробуют ответить
Самостоятельно формулируют тему урока 3-5 мин П9
П16
П17
П18
К3
Л8
5.Этап реализации построенного проекта Мозговой штурм Предлагает вспомнить содержание рассказа и проанализировать его.
Кто является главным героем рассказа?
Меняется ли каким-либо образом жизнь собаки на протяжении рассказа?
Дает задание составить таблицу и занести в нее основные моменты
Отвечают на вопросы
Составляют таблицу 20 мин П2
П6
П7
П13
К3
К6
Р1
Р9
6.Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи Технология критического мышления Задает «толстые» вопросы:
Ребята, скажите, а почему Кусаке было так больно, ведь она и раньше, до встречи с дачниками, не знала хорошего отношения?
А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором?
Отвечают на вопросы 5 мин П3
П5
П8
К3
К4
К12
Р9
Л12
7.Этап самостоятельной работы Работа в группах Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание:
1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает?
2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать?
3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали?
Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат 7-10 мин П3
П4
П14
К3
К4
К6
К9
Р2
Р8
Л14
8. Этап включения в систему знаний и повторение «Дерево предсказаний» Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.
Вместе с уч-ся составляет дерево
Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их 10 мин П2
П4
П5
П13
П16
П17
К3
К5
К12
Р2
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Творческая работа Предлагает подвести итоги урока. Задает вопросы:
С каким новым для вас писателем вы сегодня познакомились?
О чем Андреев предлагает задуматься читателю в своем рассказе «Кусака»?
Какие выводы вы для себя сделали?
Домашнее задание: 1)написать письмо Кусаке;
2)письменно ответить на вопрос, почему Андреев назвал своих героев «добрыми людьми». Выбрать понравившееся задание Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание 3 мин
2 мин П3
П5
П9
К5
К12
Р4
Л11
Л15