Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках в начальной школе
ИКТ являются значимым
инструментом, помогающим
учителям облегчить объяснение
и обесчить понимание
учащимися научных понятий.
[РУ, с.166]
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу необходимы новые способы деятельности, что требует формирования и развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска нужной информации, ее обработки, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.
Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить проблему подготовки ребенка к полноценной жизни и труду в обществе невозможно. Поэтому в данное время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
В национальном плане развития функциональной грамотности отмечено, что будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Для реализации этих целей, возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационных продуктов в организации самостоятельной рефлексивно-коррекционной деятельности младших школьников. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
«Учителя должны помогать ученикам в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей» [РУ, с.142].
Применение на уроках информационно коммуникативных технологий является значимым инструментом процесса обучения, который позволяет во многом облегчить труд учителя. Учащиеся моего класса умеют пользоваться интерактивной доской, которая повышает мотивацию к обучению, интерес к предмету, активизирует познавательные процессы учащихся на уроке. Уроки с применением интерактивной доски детям очень нравятся. С интересом и с удовольствием выполняют задания на флипчaртах , сами их создают путем составления схем, алгоритмов и кластеров, облегчая тем самым свою работу на уроках,тем самым применяют технологический аспект знаний (ТАЗ) демонстрируют знание и владение способом взаимодействия технологических знаний (ТЗ) и предметных знаний (ПЗ) [РУ, с.169].
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе актуально. Это способствует формированию функциональной грамотности учащихся в целях получения определенной информации и в целях ее передачи в реальном общении. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
На своих уроках модуль ИКТ я внедряю на любом этапе:
Для обозначения темы урока.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
При объяснении нового материала.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
презентации
информационные ресурсы на дисках
3. При отработке и закреплении навыков:
компьютерные обучающие программы
компьютерные тренажеры
ребусы
компьютерные игры
печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты)
печатный иллюстративный материал
4. Для самостоятельной работы учащихся
словари
тренажеры
интегрированные задания
5. Для контроля знаний учащихся
тесты
кроссворды
При составлении таких уроков необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации.
Анализируя свои уроки могу с уверенностью сказать , что использование модуля ИКТ способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
А так же позволяет:
-значительно сэкономить время на уроке.
-продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
-повысить уровень наглядности в ходе обучения.
-внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
-повысить качество усвоения материала.
Что дают такие уроки учащимся?
Дети с удовольствием посещают занятия .
За счёт повышенного интереса, существенно повышается качество знаний.
При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимают даже самый трудный материал.
Дети анализируют, сопоставляют события, действия, строят свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают такие уроки учителю?
Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
Использовать объемную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудно использовать обычным путём.
Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
Подготовить учащихся начальных классов к переходу в среднее звено , на практике используя свои знания и умения.
Итак, работая по Программе уровневых курсов я убедилась, что применяя ИКТ модуль на своих уроках, тем самым направляя учебный процесс на развитие критического мышления, вовлекая каждого ребенка в процесс обучения, учитывая при этом возрастные особенности и создавая определенные условия для реализации возможностей талантливых и одарённых , отслеживая, через тренинги и различные приемы, работу лидеров в группе, развивая инициативу учащихся, их умение высказывать собственное мнение, вести диалог, вселяя в детей чувство ответственности и уверенности через формативный метод оценивания, тем самым, повышая их мотивацию и самооценку через новые подходы в обучении, мои ученики учатся методам, приемам и способам получения знаний самостоятельным путем.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Роль учителя на уроке с применением модуля ИКТ изменяется, учитель теперь не источник знаний, а менеджер процесса обучения, главной задачей которого, становится управление познавательной деятельностью учащегося .