Теоретические основы педагогического проектирования (презентация).


Выполнила: студентка группы 43 «А»Зайцева ЕлизаветаТеоретические основы педагогического проектирования «Педагогические понятия живы, пока находятся в центре внимания как узлы противоречий, пока их поворачивают к себе то одной, то другой стороной, показывая в разных образах, называя разными словами»(«На путях к новой школе» и «Сельская школа со всех сторон». — 2003. — № 9, 10. — С. 5). Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности.новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына); прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);процесс создания и реализации педагогического проекта;специфический способ развития личности;технология обучения.

Следует уточнить тот факт, что в смысловом и содержательном отношении понятия «педагогическое проектирование» и «проектирование в образовании» различаются. Последнее из них выходит за пределы педагогической сферы, поскольку может включать действия, лежащие в плоскости экономики, права, менеджмента и др. Однако в русле гуманистической педагогики любое действие по изменению образовательных систем соотносится с педагогическими ценностями и смыслами и ориентируется на человека. В силу этого проектирование в образовании также может выполнять педагогические функции. Функции педагогического проектированияПовышениеЭффективности педагогического процессаТехнологизация образовательного процессаСвязующее звено между педагогической теорией и практикойПрогнозированиеразвития образованияСредство научного исследования
Основы педагогического проектированияПедагогические системыПедагогический процессПедагогические ситуацииПедагогические технологииОбразовательно-пространственная среда
Принципы педагогического образования:
Основные формы педагогического проектирования:• квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;• расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;• правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.

Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др. Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т. е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности.