Анализ ШМО учителей русского языка и литературы 2014-2015 уч.год



 Анализ  работы  
 методического объединения учителей  русского языка и литературы,
за 2014-2015 учебный год

Тема школы: «Индивидуализация и дифференциация как основополагающие факторы совершенствования учебно-воспитательного процесса».

Тема МО:   «Индивидуализация и дифференциация как основополагающие факторы совершенствования учебно-воспитательного процесса». 

Цель: обеспечить качественное образование основываясь на преимуществах школы, через оптимальные пути организации обучения, посредством создания индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса.
Задачи:

1.Совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
2.Активизация участия в интеллектуальных и творческих конкурсах.
3.Формирование способностей и компетентностей обучающихся в условиях системы работы с одаренными детьми.
4.Повышение профессиональной квалификации учителей МО.
5.Выявление, обобщение, распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
6.Формирование у детей высоких духовно – нравственных качеств на уроках словесности.

I. Состав ШМО: 3 учителя русского языка и литературы

Ф.И.О.учителя
В каких классах работает

Дарахова Мадина Мухарбековна
5,7,8,9

Хамокова Майя Патиховна
5,7,11

Хачимахова Хазизет Огидовна
6,8,9,10





II Квалификационный уровень педагогов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

         ФИО
Образование
Стаж
Возраст
Кв. категория
Дата прохожд. курсов переп.

1
Дарахова Мадина Мухарбековна
высшее
16
37
Первая
2015г.

2
Хамокова Майя Патиховна
высшее
39
59
Высшая
2013г.

3
Хачимахова Хазизет Огидовна
высшее
27
51
Первая
2012г.


3.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам
Класс
      Предмет
       Автор учебника
                       Программа

5кл.
Русский язык
ч 1,2
Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)


Литература ч1,2
Ахметзянов М.Г.
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

6кл.
Русский язык ч1,2
Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)


Литература ч 1,2
Русина Н.С.Бирюкова С.К
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

7кл.
Русский язык
БарановМ.Т.,ЛадыженскаяТ.А.Тростенцова Л.А.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)


Литература ч1,2
Ефремова Е.В.,Бирюкова С.К.
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

8кл.
Русский язык
ТростенцоваЛ.А.,
Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)


Литература ч1,2
Русина Н.С., Бирюкова С.К.,ДжанаеваВ.Н.
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

9кл.
Русский язык

ТростенцоваЛ.А., Ладыженская Т.А. Дейкина А.Д.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)


Литература ч1,2
РусинаН.С., Вербовая Н.Н., Бирюкова С.К.
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

10кл.
Русский язык
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А)


Литература ч1,2
Русина Н.С., Бирюкова С.К
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.

11кл.
Русский язык
Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов(Греков В Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А)


Литература



Бирюкова С.К., Нартов К.М.
Программа общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения к учебнику Н.С.Русиной и др.



4. Прохождение курсов повышения квалификации в2014-2015 учебном году.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

        ФИО
Сроки переподготовки,
№ удостоверения
Название курса

1
Дарахова Мадина Мухарбековна
Св. №27601 12 марта 2015 г.
Внедрение ФГОС основного общего образования

2
Хамокова Майя Патиховна
20 декабря 2013 г.
Св.№769
Формирование и развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в свете перехода на ФГОС нового поколения

3
Хачимахова Хазизет Огидовна
Св. №4379 20 декабря 2012 г.
Формирование и развитие профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в свете перехода на ФГОС нового поколения

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вывод:  все учителя проходят курсы повышения квалификации вовремя и успешно.


III. Анализ научно-методической деятельности  МО учителей-предметников
1. В 2014-2015 учебном году состоялось 5  плановых заседаний МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вывод: педагоги не имеют публикаций в прошедшем учебном году.

4.Анализ работы по темам самообразования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ФИО учителя
Тема самообразования
Дата отчета

1.
Дарахова Мадина Мухарбековна
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
Открытый урок в 9 «А» классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» 20.05.2015 г.

2.
Хамокова Майя Патиховна
Эффективные формы работы, способствующие повышению орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Доклад на МО «Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ» 24.03.2015 г.

3.
Хачимахова Хазизет Огидовна
Устное и письменное развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Урок в 10 классе по творчеству К.М. Симонова 14.05.2015 г.


Вывод: учителя – словесники изучают методическую литературу по изучаемой проблеме, затем делятся нарабатываемым опытом с другими учителями , используя такие формы, как доклады на МО и педсовете, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

5.Работа по элективным курсам в школе не проводится.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
IV. Анализ состояния сформированности и качества знаний учащихся.
          Мониторинг качества знаний по предметам
Проведён анализ продуктивности педагогической деятельности по итогам 2014-2015 уч. года
По предмету русский язык учителя показали следующие результаты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель
2013-2014
% кач.

2014-2015
% кач.

Продуктивность деятельности учителя

Дарахова М.М.
-
35.7


Хамокова М.П.
29
35.2


Хачимахова Х.О.
20
32.6



По предмету литература - результаты продуктивности педагогической деятельности:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель
2013-2014
% кач.

2014-2015
% кач.

Продуктивность деятельности учителя

Дарахова М.М.
-
53


Хамокова М.П.
48
53


Хачимахова Х.О.
57
61


Вывод:  анализ знаний   позволяет сделать вывод, что качество знаний по русскому языку, литературе   в 5-11х классах   на уровне


Сравнительный  анализ  качества контрольных работ на начало  и конец   учебного года2014-2015у.г.
Русский язык
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
класс 
 учитель
входной контроль
1 полугодие
2 полугодие
динамика



% качества
% качества
% качества


5 А
Дарахова М.М.
20
20
30
пол

5 Б
Хамокова М.П.
25
40
40
пол

6
Хачимахова Х.О.
13
20
20
пол

7 А
Хамокова М.П.
26
26
33
пол

7 Б
Хамокова М.П.
20
40
33
пол

8 А
Дарахова М.М.
33
33
44
пол

8 Б
Хачимахова Х.О.
41
33
50
пол

9 А
Дарахова М.М.
35
42
35
стаб

9 Б
Хачимахова Х.О.
41
23
23
стаб

10
Хачимахова Х.О.
25
25
25
стаб

11
Хамокова М.П.
33
33
33
стаб

Вывод: анализ проведённых работ показал  положительную  динамику,  в выпускных классах стабильность качества в связи с недостаточной подготовкой учащихся к экзаменам.


Технологическое обеспечение учебного процесса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель
Используемые технологии(по каким темам разработаны уроки).

1
2
3


Дарахова М.М.
Хачимахова Х.О.
Хамокова М.П.
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения

  
V. Анализ внеклассной работы по предметам
Мероприятия, проведённые во время декады учителями русского языка и литературы
               


Цели :
- образовательные получение новых знаний, углубление полученных ранее знаний; - развивающие – развитие мышления, наблюдения, творческого воображения учащихся;
- воспитательные – развитие самостоятельности, формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изучаемому прошлому и настоящему;
- повышения интереса к чтению литературных произведений у учащихся.


Мероприятие
Классы
Ответственный

1
Создание коллажей по творчеству писателей-юбиляров.

7-10
Дарахова М.М., учитель литературы

2
Литературные чтения сказки П.П.Ершова «Конек- Горбунок» для 2 класса (с показом презентации сказки)
5 «Б»
Хамокова М.П., учитель литературы

3
Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров (литературные буклеты, календари)
8-10
Хачимахова Х.О.
учитель литературы

4
Конкурс «Самый читающий класс»
5-11
Библиотекарь школы

5
Конкурс сочинений «Моя любимая книга»
5-7
Хачимахова Х.О. учитель литературы

6
Открытый урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»
9 «А»
Дарахова М.М., учитель литературы

7
Литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина «Он поэт родной земли»
8
Дарахова М.М.,

8
Создание «Литературной карты Кабардино-Балкарии»
5-10
Дарахова М.М.

9
Круглый стол по творчеству К.М. Симонова « Слишком трудно писать из такой оглушительной дали »
10
Хачимахова Х.О. учитель литературы

10
Конкурс «Рисунки на асфальте» (иллюстрации к понравившимся произведениям)
5-6
Дарахова М.М. учитель литературы

11
Конкурс чтецов, посвященный 70-летю Победы
5-9
Дарахова М.М.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вывод: следует больше внимания уделять слабым учащимся, вовлекая их в различные внеклассные мероприятия, для их дальнейшей мотивации к изучению предметов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 V. Анализ внеклассной работы по предметам


Фамилия, имя учащегося
класс
Учитель
Название

Место

1.
Афаунова Саида

.

8
Дарахова М.М.
Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества
Победитель ( районный этап).

2
Ашижева Анжелика
5
Хамокова М.П.

Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества.
Призер ( районный этап).

3
Абидов Астемир
9
Дарахова М.М.

Республиканский конкурс сочинений, посвящённый 5-летнему юбилею Общественной палаты КБР.
Призер (респ.этап).

4
Цирхова Амина
9
Дарахова М.М.

Всероссийский творческий конкурс «Радуга безопасности».
Победитель (рай. этап).

5
Куантов Адам
9
Дарахова М.М.

Республиканский творческий конкурс, посвященный Дню неизвестного солдата

Призер ( районный этап).

6.
Цикишев Тамерлан

Хамокова М.П.

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Победитель( 3 место) рай.этап

7.
Гонибова Салима
8
Хачимахова Х.О.
Конкурс чтецов, посвященный 70-летю Победы
Победитель (школьный этап)

8.
Сенова Бэлла
5
Хамокова М.П.

Конкурс сочинений «Моя любимая книга»
Победитель (шк.этап)

9.
Техажев Аубекир
5
Дарахова М.М.

Конкурс «Рисунки на асфальте» (иллюстрации к понравившимся произведениям)
Победитель (шк.этап)

10.
Макоева Карина
10
Хачимахова Х.О.
Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров ( календарь)
Победитель (шк.этап)

11
Хамоков Амир
9
Дарахова М.М.
Выпуск рекламно- информационной продукции по творчеству писателей и поэтов юбиляров (литературные буклеты)
Победитель (шк.этап)


Вывод: внеклассная деятельность имеет практическую значимость и способствует овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывает уважение к родному языку, повышает интерес к литературе как явлению культуры, к самому предмету. Исследовательская деятельность помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает творчеством, разряжает напряженную обстановку.


Участие в конкурсах, соревнованиях
Олимпиада  по  русскому языку (школьный этап)
Количество  участвовавших  по классам– 46/
Количество призовых мест – 18/ 22
-
Олимпиада  по русскому языку (районный  этап)
Количество участвовавших – 23 / 22
Количество призовых мест- 0 /0
Олимпиада  по  литературе (школьный этап)
Количество  участвовавших по классам – 41
Количество призовых мест – 14

Олимпиада  по  литературе (районный этап)
Количество участвовавших – 5
Количество призовых мест - 1
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
Количество  участвовавших в конкурсе  – 23
Количество призовых мест – 3( в районе- 3место)
«Быть грамотным – модно».
Конкурс среди учащихся 5-8, 10 классов. Школьный этап.
Приняло участие – 28 человек.
Количество призовых мест – 7 человек.


Активность учителей в конкурсах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель
Школьный
Районный
Республиканский

Дарахова Мадина Мухарбековна
+
+
+

Хамокова Майя Патиховна
+
+
-

Хачимахова Хазизет Огидовна
+
+
-


Вывод: учителя со своими учениками активно участвуют в различных конкурсах, предлагаемых Молодежным отделом УО , ИМЦ УО, ЦДТ, но следует вовлечь еще больше учащихся.                  
 

VI. Анализ работы с одаренными детьми
Результаты    школьного НОУ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вывод: в истекшем учебном году учащиеся не участвовали в научных конференциях, но активно и успешно принимали участие в других соревнованиях и конкурсах.

VII. Подготовка к ОГЭ (результативность).


Класс
%успеваемости
Средняя
оценка
Ф.И.О. учителя

1.
9 «А»


Дарахова М.М.

2.
9 «Б»


Хачимахова Х.О.


VIII. подготовка к ЕГЭ (результативность).



Класс
%успеваемости
Средний балл
Ф.И.О. учителя

1.
11


Хамокова М.П.


IХ. Анализ использования материально-технической базы учебных кабинетов
В МОУ «СОШ им.А.Т.Канкошева СП Дейское» функционируют 3 кабинета русского языка и литературы. Оборудован компьютерной техникой только кабинет № 12 (Хамокова М.П.).Во всех классах имеются наглядные пособия ( набор таблиц по русскому языку, картины по творчеству писателей, диски с кинофильмами по произведениям писателей, учебно- методическая литература по предметам).
 Выводы: из-за отсутствия компьютерной техники непосредственно в самих кабинетах снижены возможности для подготовки выпускников к экзаменам и проведению различных видов работ на уроках.

X. Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
1. Развитие профессиональной компетенции учителя-словесника в
условиях дифференциации и индивидуализации обучения
2. Обеспечение повышения качества проведения учебных, факультативных,
индивидуальных занятий по русскому языку и литературе через
индивидуализацию и дифференциацию обучения.
3. Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
ХI. Задачи МО на 2015-2016 учебный год.
1.    Освоение новых технологий и их практическое применение на уроках русского языка и литературы
2.    Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями
3.    Определение путей дальнейшей работы по повышению результатов итоговой аттестации учащихся
4.   Проверка освоения учащимися общеучебных умений и навыков (проведение контрольных, срезовых, диагностических, тренировочных работ по предметам)
5.   Оценка состояния и характера взаимодействия учителей начальной школы и среднего звена ( взаимопосещение уроков)
6.    Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсов повышения квалификации
7.  Раскрытие индивидуальных педагогических способностей, профессионально-личностный рост учителя (открытые уроки, профессиональные конкурсы)
8.  Расширение творческого потенциала, кругозора учащихся (участие в конкурсах, олимпиадах, тематических экскурсиях).

Пути  решения:

Задачи по  профилактике неуспеваемости.
Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
9. При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе .

Задачи, направленные на  улучшение подготовки учащихся к ОГЭ
и ЕГЭ по русскому языку.
        
Основные задачи для обеспечения качества подготовки выпускников :
Организовать разъяснительную работу с преподавателями, выпускниками, родителями об особенностях
государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 2015 году.
Организовать психолого-педагогическое сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации для
обучающихся в форме консультаций, специально организованных занятий, тренингов по обучению работе с КИМ
и заполнению экзаменационных бланков.
Организовать во внеурочное время индивидуально-групповую работу с обучающимися по подготовке к экзаменам, в том числе с обучающимися группы «Риск» по индивидуальными образовательным маршрутам.
Осуществлять мониторинг деятельности по обеспечению качества результатов .
Составить план-график проведения контрольных, диагностических и тренировочных работ.
Осуществлять мониторинг реализации учебного плана школы через анализ выполнения программного материала по итогам учебных четвертей (9 классы), полугодий (11 классы).
Организовать в классах III ступени проведение уроков-зачетов, уроков обобщающего повторения для закрепления пройденного материала.
Обеспечить подготовку и переподготовку преподавателей, готовящих выпускников к государственной (итоговой) аттестации, через обучение на семинарах, курсовую подготовку, индивидуальное консультирование.
Осуществить отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют более качественной подготовке обучающихся для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.




        


15