Программа курса внеурочной деятельности: Родничок.
Филиал
МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы
Нестиарская основная общеобразовательная школа
Программа
курса внеурочной деятельности.
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
Руководитель:
Чибисова В.Е. учитель экологии
Программа курса внеурочной деятельности
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
1.Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и привьёт интерес к художественной литературе.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям через художественную литературу.
Воспитывать потребность в общении с природой.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Социальные:
Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
Формировать здоровый образ жизни.
Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Программа кружка “Родничок” разработана для учащихся 1-8 классов.
Срок реализации: 1 год
Организационно-педагогические основы обучения: набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.
2. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.
Основные виды деятельности детей:
Учебное занятие.
Практическая работа.
Игра.
Творческая работа.
Выставки.
Проекты
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
3. Содержание программы.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
Поможет в этом тематическая полка « Лес говорит с нами всеми чудесами» в Богородской сельской библиотеке.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
В течение всего учебного года в Богородской сельской библиотеке работает экологическая выставка « Сберечь сегодня - сохранить навсегда !» Литература с которой помогает детям найти нужную информацию.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения..8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
4. Тематическое планирование разделов.
№ п/п Наименование раздела Всего часов
1 Введение в экологию 7
2 Молчаливые соседи 5
3 Пернатые друзья 4
4 О чем шепчут деревья 4
5 Загадки животного мира 2
6 Секреты неживой природы 3
7 Оранжерея на окне 3
8 Человек – часть живой природы 5
9 Охрана природы 1
10 Досуговые мероприятия 2
ИТОГО: 36
5. Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой внеучебной деятельности;
7. Тематический план.
№
п/п Наименование раздела Всего
часов Тема Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения
1 Введение в
экологию 7 1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? Беседа «Экологическая ситуация в городе»
Игра «Почемучки»
2. Веселое путешествие в природу Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
3.Пр.зан. Творческая мастерская Изготовление поделок из природного материала.
4.Я и мир вокруг Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»
5. Природа и искусство Знакомство с творчеством художников, музыкантов.
6.Отношение человека к природе Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним село чистым!»
7.Экологическая безопасность. Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»
2 Молчали вые соседи 5 1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
2 Породы собак. Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
3. Породы кошек. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
4. Чем питаются домашние животные? Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.
5. Как ухаживать за своим питомцем? Рассказ-описание «Мой любимец»
3 Пернатые друзья 4 1.Прогулка в рощу «Мы – друзья птиц». Наблюдение за птицами.
2. Экологическая акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»
3Прогулка в парк. «Операция «Подкормка»»
4.Художественное слово о птицах Разучивание стихов, загадок о птицах.
4 О чем шепчут деревья 4 1. Этажи леса. Беседа. Знакомство с разными видами растений.
2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» Наблюдение за деревьями
3.Мы – художники. Рисование дерева в разные времена года
4. Загадки леса Викторина о лесе.
5 Загадки животного мира 2 1. Зимовье зверей Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»
Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.
Любопытные факты о живой природе Интересные сведения о жизни животных.
6 Секреты неживой природы 3 1.Природа – наш общий дом Презентация.
2. Времена года. Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»
3. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. Презентация . Экологическая акция «Гололед»
7 Оранжерея на окне 3 1.«Весенние радости» Экологический турнир.
2.Аптека на окне Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»
3.«Весна – чудесная пора.» Познавательный час.
8. Человек – часть живой природы 5 1. Люди разные нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями людей.
2. Выращивание лука в домашних условиях. Посадка лука в классе. Уход за ним.
3. Человек! Будь природе другом! Брейн - ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.
4. Вредные привычки. Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.
Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «Нет - вредным привычкам!»
5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки» Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».
9 Охрана природы. 1 1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
10. Досуговые мероприятия 1 1. Посвящение в экологи. Викторина с экологическими заданиями.
1 2. Праздник друзей природы Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
ИТОГО 36