Программа внеурочной деятельности Родничок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»
Смидовичский район, ЕАО




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Родничок»
для 2 класса

на 2014-2015 учебный год




Составитель: Бутина Елена Андреевна,
учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 № 1578-р (которым Еврейская автономная область включена в утвержденный им перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 – 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10.
Приказ комитета образования « Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на соответствующий учебный год» № 254 от 27.05.2014 г
Приказ МБОУ СОШ № 2 п.Николаевка № 27 от 30.08.13 г « Об утверждении базисного учебного плана на 2014 -2015 учебный год».
Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В
этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)
- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Перспективность заключается в том, что идея создания программы «Родничок» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения
Возрастная группа учащиеся 8-9 лет.
Продолжительность занятий 2 часа в неделю по 40 минут.
Цель программы:
Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи программы:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи
- расширять экологические представления младших школьников
- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться
- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез).
Методы работы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Работа в парах, группах;
Игра.
Виды деятельности
- экскурсии
- походы
- поездки
- конкурсы
- практические работы
- участие в экологических акциях

Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема занятия
Форма проведения
Теория
Практика


«Введение в экологию»




1
Край, в котором мы живём
экскурсия
1


2
Экология – наука о доме
Творческая работа
1



«Лёгкие» нашей планеты»




3-4
Милый сердцу уголок
Экскурсия в лес
1
1

5-6
Берёза – символ России
Презентация
1
1

7-8
Осень – рыжая хозяйка
экскурсия
1
1

9-10
Золотая осень.
праздник
1
1


«Мои пернатые друзья»




11-12
"Птичья столовая"
Практическое занятие
1
1

13-14
Утренник «Храм природы»
праздник
1
1

15-16
Наши добрые соседи
Презентация
1
1

17-18
Птичьи портреты
Слушание «Голоса птиц», беседа
1
1

19-20
Знаешь ли ты, что.
Творческая работа
1
1

21-22
Акция «Покорми птиц».
КВН «Птичьи разговоры»
Практическое занятие, игра
1
1


«О братьях наших меньших»




23-24
Про кошек и собак
Аппликация
1
1

25-26
Наши молчаливые соседи- рыбки
Творческая работа
1
1

27-28
Спеши делать добро
Презентация
1
1

29-30
Сердитый «недотрога» - ёж
Лепка.
1
1


«Охрана природы»




31-32
Красная книга
Презентация
1
1

33-34
Правила поведения в природе.
В гостях у Лесовичка.
Практическая работа
1
1

35-36
Птицы нашей области (исчезающие виды). Создание настенной газеты из детских рисунков на тему «Берегите нашу планету».
Творческая работа
1
1

37-38
"По тропе Берендея",любопытные факты о живой природе.
игра
1
1

39-40
"По родным просторам".
экскурсия
1
1

41-42
Тюльпан Шренка – растение из Красной Книги.
Презентация
1
1


« Оранжерея на окне»




43-44
Живые украшения нашего дома.
Родина комнатных растений. Правила ухода.
Презентация.
Практическая работа
1
1

45-46
Уход за комнатными растениями.
Практическая работа
1
1

47-48
Учимся определять комнатные растения.
Исследование
1
1

49-50
Как на нашей грядке выросли загадки.
Практическое занятие, посадка лука
1
1


«Загадки Вселенной»




51-52
Тайны третьей планеты.
игра
1
1

53-54
Путешествие на Луну.
Творческая работа
1
1


«ЗОЖ»




55-56
Учимся ухаживать за зубами.
Беседа
1
1

57-58
Правила личной гигиены.
Библиотечный урок
1
1


«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»




59-60
Эстафета любимых занятий.
Практическая работа
1
1

61-62
Операция "Дом, в котором мы живём".

Озеленение класса, школы
1
1

63-64
Презентация «Мы – экологи!».
Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»
праздник
1
1

65-66
Изучать природу – значит любить и охранять её.
«Кто-кто в лесочке живёт?»
экскурсия
1
1

67-68
Экология – наука о доме.
Школа – наш общий дом
Творческая работа
1
1


Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. У учащихся закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой
2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются. Учащиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев.
3 раздел – «Мои пернатые друзья»
Учащиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них, «открывают птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц, выполняют творческие работы
4 раздел – «О братьях наших меньших»
Нет ни одного ученика, который не мечтал бы завести себе четвероногого друга и заботиться о нём. В этом разделе учащиеся изучают особенности поведения и жизни животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи. Дети выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы, рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи о любимых друзьях. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии и поездки в краеведческий музей и зоопарки города Самары, в Большечерниговский краеведческий музей ( с. Августовка)
5 раздел – «Охрана природы»
Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах растительного и животного мира.
6 раздел – « Оранжерея на окне»
Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах»
7 раздел – «Загадки Вселенной»
Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными телами, открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам, выполняют творческие работы на тему космоса.
8 раздел – «ЗОЖ»
Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;
Также учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества.
9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём»
Учащиеся выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают акт.

В результате освоения программы курса «Родничок» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:

·развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

·развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

·воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

·формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:

·овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

·освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

·формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

·развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.



Предметные результаты:

·ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

·познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

·трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

·эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

·сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая клумба», «Оживи пенёчек».
Литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа плюс до и после. - № 09, 2010, с. 6-9
Рявкина О. Экологическое воспитание. 2004. URL: http://www.referat.ru/referats/view/19019 (дата обращения 28.01.2012)
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979.с. 183
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах - М.: 1974. с.66
Чердынцева Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.- № 06, 2011, с. 3
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение,2010. – 31с.

Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.

























15