РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА I I квалификационной категории Веретенникова Светлана Анатольевной по курсу краеведение «Культура края» 8 класс
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________/ Гоцева В.Ю.
Протокол № от « » 2013г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/___ПрошаковаГ.А.
« » 2013г «Утверждаю»
Директор МОУ ООШ с.Калдино
_____________/Джубанткалиева Н.С
Приказ № от« » 2013г .
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Калдино
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
I I квалификационной категории
Веретенникова Светлана Анатольевной
по курсу краеведение «Культура края» 8 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
от « » 2013г
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: п.6 ст. 28 закона «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", обязательный минимум содержания основного общего образования по физике, федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физике, примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, , авторская программа«Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.) Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цели и задачи учебного предмета
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
Учебно-методическое обеспечение:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения краеведения в 8 классе учащиеся должны знать/умения:
Знать - местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
- имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
- мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
- иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
Уметь - составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого района, поселка. Главным условием реализации программы является наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач необходимо научить правильному отбору материала, самостоятельному творческому отношение к делу.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
. Кол-во часов Средство обучение и применение ИКТ Требования к уровню подготовки Видыконтроля, измерители Дата проведения примечание
1 Что изучает курс «Культура края» 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края. РАЗДЕЛ I. Каменная летопись края- 5 часов
2
Каменная летопись края
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Объяснять значения терминов архитектура, тектоника, реконструкция. Составить словарь темы
3 Ода классике 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение по описанию определять архитектурный стиль Характеристика памятни ков архитекту
ры 4 Культовые сооружения Саратова 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Уметь использовать языковые средства для создания образа. Задания в р /т 7-13 5 Русский классицизм в архитектуре 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение работать со справочной литературой. Задания в р /т 13-18 6 Архитектура г. Маркса.
Архитектурный стиль нашего поселка.
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Развитие умений логического построения рассказа Описание архитектурных стилей Художественная культура края -6 часов
Знать принципы и правила составления родословной.
7 Мастера живописи края. Петров – Водкин К.С.
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Уметь работать с различными источниками информации Работа с историческими источниками: картина как отражение реальных событий. 8 Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умения подбирать материал по теме из разных источников Предание, сказание, легенда, миф по сюжету картины. 9 Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С. Уткина П.В. Кузнецова. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение работать с различными источниками информации. Умение анализировать источник. Творческая работа «О чём рассказыва ют картины?» 10 Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать понятие нравственный идеал, уметь определять близость нравственных идеалов в различных Творческая работа. «История в скульптуре» 11 Живопись в г. Марксе. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение выделять отличительные черты живописи Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области"оформление мини-карты в сопровождении с цитатами о художниках 12 Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение самостоятельно планировать работу, выстраивать доказательства.. Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области"оформление мини-карты в сопровождении с цитатами о художниках Мир музея - 5
13 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение составлять библиографическое описание Сочинение-коллаж : какой бывает музей? 14 Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Живопись как средство познания и эстетического восприятия мира. Уметь излагать представления об окружающем мире на основе иллюстраций Составление коллажа « Какой бывет музей?» 15 Саратовский областной музей краеведенияСаратовский этнографический музей 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Уметь находить средства художественной выразительности. Составление опросника и запись со слов рассказчика для этнографического музея 16 Музей боевой славы на Соколовой горе
Мемориальный комплекс «Журавли 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение составления коллективного рассказа, составление заметки для газеты Составление описания памятника.. 17 Жизнь музеев в наши дни. Музей г. Маркса
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение анализировать выступление, умение вести полемику Дискуссия.»Нужен ли домашний архив?» Из истории саратовских театров -4
18 Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать историю возникновения театра Работа с энциклопе диическими словарями. 19 Детские театры («Теремок», ТЮЗ).
Цирк Никитиных 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать жанры театрального искусства. Сочинение о цирковых артистах.
20 Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Выделять общие и отличительные черты театра и детского театра Синквейн «Театр» 21 Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.
1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение анализировать ответ одноклассника Составление плана выступления на конференции Музыкальная культура Саратова-6 часов
22 История становления музыкального образования в Саратове. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Выделять общие и отличительные черты становления отдельных жанров культуры Творческая работа. Как музыка в Саратов пришла (жанр выбирают обучаю щиеся). Знать виды сказок: волшебные, бытовые, о животных
23 Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение представления творческого портрета Записать беседу с 24 Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение составления презентаций Волжские просторы в музыке (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор). 25 Музыканты музыкальные коллективы Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка». 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение составления синквейна Подобрать. 26 Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки Заволжье».
Фестиваль бардовской песни в Марксе. 1
Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение различать музыкальные направления Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного
плана
Подготовить рассказ о фестивале 27
Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города 1
Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации
Уметь определять влияние личности на развитие культуры. Умение вести дискуссию
Составление буклета «Приглашение в музыкальный Саратов»
Исторический костюм 4 часа
28 Костюмы народов Поволжья. Русские. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Уметь описывать детали праздничного и будничного костюма Групповая работа Работа с иллюстра
циями. Практическая деятель
ность 29 Костюмы народов Поволжья
Украинцы.Немцы 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации знать формы и украшения народного праздничного костюма. Уметь определять общее и различное в колорите, декоре. Групповая работа Работа с иллюстра
циями. Практическая деятель
ность 30 Костюмы народов Поволжья. Мордва..Чуваши 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать предназначение Форма и декора женских головных уборов.. Групповая работа Работа с иллюстра
циями. Практическая деятель
ность 31 Костюмы народов Поволжья. Казахи.Татары. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Знать Костюмы как модель вселенной
Уметь описывать назначение костюма по деталям Групповая работа Работа с иллюстра
циями. Практическая деятель
ность Защита проектов - 2
32 Урок контроля знаний. 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Уметь распределять рабочее время Тестирова ние, индивиду альные задания 33 Обобщение Взаимопроникновение культур народов Поволжья 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать Защита проектов 34 Толерантность в современном обществе 1 Учебное пособие,
Рабочая тетрадь
ИКТ: презентации Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать Защита проектов ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Литература для учителя.
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края: Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 20104..
Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».
Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».
Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996
5. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888 годах / Минх А. Н., 1994. - 153 с.
6 Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах ВООПИК. М., 1988. № 40 (3-4/1998).
7. По залам Радищевского музея:Альбом [Text] : Рассказ о коллекции Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева, 1985. - 192 с.
8. По музейным залам Саратова. Очерк-путеводитель. Саратов, 1977
9.Саратовской губернии черты. Саратов, 1997
10. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.
Учебно – методическое обеспечение.
Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области (любое издание).
Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
Литература для обучающихся.
1.Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, 1996
2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.
3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
4 Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002
5 Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999
6 Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
http://sarschool63.ucoz.ru/index/domashnee_zadanie_dlja_8_klassov/http://festival.1september.ru/articles/594400/
http://www.openclass.ru/wiki-pages/183757 http://www.proshkolu.ru/user/svetlana3000/file/2180800/ http://www.sar.rodgor.ru/news/tkult/9806/