5. Учреждение, в котором работает автор опыта Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Республики Мордовия
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) «Развитие познавательных процессов и способностей младших школьников в рамках ФГОС»
1. Актуальность и перспективность опыта Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих, интеллектуальных способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основе развития интеллектуальных и познавательных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни.
2. Концептуальность Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать-вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Ведь все дети способны к обучению, каждый нормальный ребёнок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Но каждый ребёнок умён и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
3. Наличие теоретической базы Проблема интеллектуального и познавательного развития учащихся очень многогранна и сложна. В основе организации жизнедеятельности начальной школы, работающей в рамках развивающих технологий, заложены следующие принципы: принцип демократичности и гуманности; принцип эффективного межличностного взаимодействия; принцип личностно-ориентированного подхода; принцип научности и доступности; принцип развивающего обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип преемственности и систематичности; Наличие учебно-методических пособий: все учебники системы «Гармония» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, в классе компьютер, принтер, сканер. Обучение в рамках данной образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Обучение осуществляется на основе деятельностного подхода и проблемного обучения.
4. Ведущая педагогическая идея Для интеллектуального и познавательного развития учащихся необходимы средства достижения цели: - использование разнообразных форм и методов организаций учебной деятельности; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - оценка деятельности учащихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
5. Оптимальность и эффективность средств Эффективными средствами развития интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное обучение На современном этапе перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этой задачи использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии на уровне отдельных элементов и в системе.
6. Результативность опыта Уже не один год я работаю над проблемой «Развитие познавательных процессов и способностей учащихся». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Кроме этого, в классе отмечается благоприятный эмоционально-психологический климат. Дети с большим желанием работают на уроках, а также участвуют в классных и общешкольных утренниках и мероприятиях. Принимают активное участие в школьных, муниципальных, международных конкурсах и являются победителями и призёрами.
7. Возможность тиражирования В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, на методических объединениях учителей начальной школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно -иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися За время работы были разработаны: рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру. дидактические материалы, компьютерные презентации.