Работчая программа по литературе, 6 класс. под редакцие Сухих. ФГОС
I. Пояснительная записка к рабочей программе
1. Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Литература: Программа для 5 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И.И.Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Образовательная программа МАОУ СОШ № 17 г.Березники Пермского края
Учебный план МАОУ СОШ № 17 г.Березники Пермского края
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 общеобразовательных классов. Рабочая программа по литературе для 59 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М.: АСТ, 2010 г
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «Литература».
II. Содержание рабочей программы
№ п/п
Название темы
Необходимое количество часов для ее изучения (Осн. + УВР +УРР)
Основные изучаемые вопросы темы
Герой в мифах
4+1
Представление о мифе. Мифологический герой. Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе.
Герой и человек в фольклоре
3+0+2
Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», баллада «Авдотья Рязаночка».
Герой и человек в литературе
47+5+4
Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Баллада. Историческая основа произведения. Документальное и художественное. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Ритм и метр. Образ времени и пространства в балладе. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Стилизация. Документальное и художественное в басне. Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова. Мораль и позиция автора. Летопись «Повесть временных лет», «Сказание о походе Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе». А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». А.К.Толстой. «Курган», «Василий Шибанов». И.А.Крылов. «Волк на псарне».
Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Повесть, композиция, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. Образ человека в лирическом стихотворении и повести. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола. А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля». И.С.Тургенев. «Муму». Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога». Н.С.Лесков. «Левша».
Роман. Приключенческий роман. Метафорический образ. Антитеза. Композиция романа. Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа. Антитеза. Символ. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Строфика. Ритм, рифма. Тропы. Поэтическая интонация. Атмосфера стихотворения. Образ лирического героя. Авторское отношение и способы его выражения в лирике. Лирический цикл. Антитеза. Повесть. Повесть-сказка. Композиция повести. Образы персонажей, образы природы. Легенда. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Д.Дефо. «Робинзон Крузо». А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них у дуба, у березы». Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной», «Фонтан». С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом». Б.Л.Пастернак. «Июль». Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи». Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход».
Реальное и сказочное в художественном произведении. Первоначальное представление о двоемирии и двойниках. Композиция: роль вставных эпизодов. Первоначальное представление о романтизме. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Образ места и времени действия. Конфликт. Образ повествователя и образы персонажей. Второстепенные персонажи. Смысл образа. Портрет. Речь как элемент характеристики персонажа. Украинизмы. Индивидуальный стиль писателя. Феерия. Повесть. Представление о романтизме, романтическом герое и романтическом конфликте. Композиция. Роль пейзажа. Способы создания художественного образа. Антитеза. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Конфликт в драме. Способы выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме. Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». А.Грин. «Алые паруса». Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».
Дружеское послание как жанр лирики. Строфа. Ритм. Тропы. Способы выражения чувств в лирике. Лирический герой стихотворения. Композиция. Антитеза. Метафора. Звукопись. Ритм. Рифма. Строфа и строка «лесенка» Маяковского. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Точка зрения. Идея. А.С.Пушкин. «И.И. Пущину» В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Композиция повести. Конфликт и его развитие. Название как элемент композиции. Образы пространства и времени. Способы создания образов персонажей. Роль детали. Антитеза. Автор, повествователь, рассказчик. Представление о стиле пушкинской прозы. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Композиция. Конфликт. Способы создания образов персонажей. Портрет. Представление об индивидуальном стиле писателя. А.С.Пушкин. «Выстрел». П.Мериме. «Маттео Фальконе».
III. Календарно-тематическое планирование
на 2015 – 2016 учебный год
№
п/п
Тема урока
Элементы содержания или основные понятия урока
Виды деятельности
Практическая работа
Период проведения
планируемы
фактический
Тема 1. Герой в мифах
Проектная деятельность. Составление мифологического словаря. Создание альманаха «Подарки древних греков европейской
культуре». Разработка сценария компьютерной игры или виртуальной экскурсии «Путешествие в Древнюю Грецию»
1
Мифы и современность
1) Миф. Отличие мифа от фольклорной волшебной сказки и научных представлений.
2)Истолкование крылатых выражений.
3)Пересказ мифов, герои которых встречаются на картах звездного неба и в архитектурном облике Петербурга или Москвы.
Работа с учебником. Работа в группах.
Работа в тетради.
- составлять схему иерархии богов в античной
мифологии
- сопоставлять (по наводящим вопросам учителя)
мифы разных народов на уровне сюжета, героев,
нравственных уроков мифов, составлять таблицу
- устно характеризовать мифологических героев
- сравнивать образы героев, представленные в фильме
или мультфильме с мифологическими образами
- истолковывать фразеологизмы и крылатые
выражения о мифах
- представлять героя мифа через предметный образ,
его символизирующий
- составлять таблицу на основе сопоставления мифа и сказки, мифа и легенды
- ориентироваться в содержании научно-популярного
текста и понимать его целостный смысл, назначение
(на примере текста учебника «Миф как исток
фольклора»), отвечать на вопросы по содержанию
- письменно отвечать на вопросы о сюжете, героях,
нравственных уроках мифов
- устно описывать памятник мифологическому герою
- давать устный и письменный отзыв о произведении живописи на мифологический сюжет.
- давать устный и письменный отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура,
архитектура, вазопись)
- давать отзыв о кинофильме (мультипликационном
фильме) на античный сюжет
- инсценировать миф
- сочинять гимн богу или мифологическому герою (по
желанию)
Мифы о Геракле
1)Мифы о Геракле.
2)Герой в мифе. Подвиг. 3)Изображение Геракла в произведениях искусства.
Работа с учебником. Пересказ мифов. Составление словесного портрета.
4
Ахиллес как мифологический герой
1)Ахиллес в произведениях античности. Участие Ахиллеса в Троянской войне. 2) Сопоставление образов Геракла и Ахиллеса.
3)Смысл образа Ахиллеса.
Работа с учебником.
Работа в тетради по плану. Составление словесного портрета.
Миф и легенда (мифы об Орфее и легенда об Арионе)
1)Отличие мифа и легенды.
2)Подвиг Орфея. Наказание Орфея богами.
3)Создание устных и графических иллюстраций к мифологическим сюжетам.
Работа с учебником.
Чтение в классе и обсуждение. Составление словесного портрета.
7
Внеклассное чтение
«Герои в мифах и русском фольклоре»
Тексты, прочитанные самостоятельно о русских богатырях
Индивидуальная и групповая
Защита проектов, беседа по самостоятельно прочитанным былинам
Тема 2. Герой и человек в фольклоре
История и художественное творчество
1)Произведения героического эпоса.
2)Старины – исходное название былин. Кому посвящали, кто и как исполнял.
3)Происхождение былин, имена русских богатырей.
4)Представление о гиперболе, литоте.
Прослушивание былин в аудиозаписи. Рассматривание картин Васнецова. Работа с учебником, в тетради.
- характеризовать сюжет и героев былин киевского и
новгородского циклов
- самостоятельно составлять план-характеристику
былинного героя
- сопоставлять сюжеты и образы героев былин
киевского и новгородского циклов
- анализировать художественные особенности
былины: сюжет, композицию, язык
- различать гиперболу и литоту, находить эти
художественные приёмы и объяснять их роль в тексте
- сравнивать былину и балладу по разработанным под руководством учителя критериям
- давать отзыв об иллюстрациях В.М.Васнецова
- давать устный отзыв о кинофильме
(мультипликационном фильме) на сюжет былины;
сопоставлять былинные образы и образы героев, представленные в современных мультипликационных
фильмах
- писать сочинение-отзыв о фильме или мультипликационном фильме на сюжеты русских
былин
- создавать выставку «Былинные образы в русском
искусстве»
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образ богатыря в русском фольклоре
1)Основные качества Ильи Муромца.
2)Художественные особенности былины.
3)Приемы создания образов персонажей в былине, их роль в произведении.
4)Сопоставление Ильи Муромца и Геракла.
5)Сопоставление былины с фольклорной сказкой.
Прослушивание и чтение в классе, пересказ, обсуждение по группам. Работа с учебником. Составление словесного портрета.
1
Баллада «Авдотья Рязаночка»
1)Подвиг Авдотьи.
2)Устные и графические иллюстрации к балладе
3)Признаки баллады
Работа с учебником. Чтение и обсуждение.
Составление словесного портрета.
1
РР
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три богатыря»
Классное сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три богатыря».
Классное сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три богатыря».
Формирование письменного высказывания
Тема 3. Герой и человек в литературе.
История в документах и художественном творчестве. Летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о походе князя Олега на Царьград»
1)Жанровые признаки летописи
2)»Повесть» - памятник русской культуры.
Определение признаков документального и художественного в летописных текстах.
1)Описание персонажей в разных эпизодах сказания, обратив внимание на качества характера
2)Сравнение образов летописных персонажей с образами русских богатырей и мифологических героев
3)Художественные средства, с помощью которых в летописи создается образ персонажа
4)Документальные и художественные элементы в летописи.
Работа с учебником и толковым словарем.
Работа с видеорядом.
Работа с учебником, в тетради. Пересказ. Анализ произведения. Составление словесного портрета.
- характеризовать летопись как жанр древнерусской
литературы (краткий пересказ статьи «Представление
о летописи» (самостоятельное чтение, развёрнутый ответ на вопрос: Что нового узнали?)
- создавать свою ленту времени
- создавать летопись класса, своей семьи
- кратко пересказывать древнерусские сказания
- сравнивать героев сказаний с былинными
богатырями
- сопоставлять сказание и сказку
- различать документальное и художественное в
литературе (беседа по статье учебника; развёрнутый
ответ на вопрос: В чём отличие художественного от документального)
- сопоставлять летописный источник с художественным произведением
- характеризовать устаревшую лексику как средство художественной изобразительности и
выразительности, находить историзмы и архаизмы в
тексте
- читать фрагмент баллады А.С. Пушкина по ролям
- писать сочинение-рассуждение в форме ответа на вопрос
- готовить индивидуальные сообщения
- подбирать иллюстрации и иллюстрировать
самостоятельно сказания
- давать отзыв об иллюстрациях одноклассников
- готовить индивидуальное сообщение о печенегах
- составлять киносценарий по одному из эпизодов
летописи, баллады
- создавать стилизованную под летопись запись о
современных событиях
- давать отзыв об иллюстрациях В.М.Васнецова к произведению А.С.Пушкина
Сказания из «Повести временных лет». «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»
1)Описание персонажей в разных эпизодах сказания, обратив внимание на качества характера.
2)Сравнение образов летописных персонажей с образами русских богатырей и мифологических героев
3)Художественные средства, с помощью которых в летописи создается образ персонажа
4)Документальные и художественные элементы в летописи.
Работа с учебником, в тетради. Пересказ. Анализ произведения. Составление словесного портрета.
А.С. Пушкин – поэт-историк
Пушкин – поэт-историк
Пушкин в работе над созданиями произведений
Лекция, беседа, работа по вопросам Устный опрос, пересказ, письменные ответы на вопросы учебника
Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1)Выразительное чтение баллады «Песнь»
2)Почему «Песнь» относится к жанру баллады?
3)Конфликт и его причины, определение его участников.
4)Почему Олег назван вещим?
5)Роль художественных средств в создании образов князя и кудесника.
6)Элементы фабулы баллады. Роль каждого элемента.
7)Сравнение образов князя и волхва в тексте баллады и на иллюстрации к ней.
8)«Почему умер Олег?» Своя трактовка произведения.
9)Как Пушкин переосмысливает летописные источники?
Чтение и анализ произведения. Составление словесного портрета.
Работа в группах
Ответы на вопросы
А.К. Толстой. «Курган»
1)Чтение наизусть «Песни о вещем Олеге»
2)Словарная работа (курган, памятник).
3)Историческая баллада.
4)Выразительное чтение и анализ стихотворения «Курган»
Чтение наизусть.
Чтение в классе и обсуждение.
А.К. Толстой. «Василий Шибанов»
1)Элементы документального и художественного в балладе.
2)Черты романтического произведения и романтического героя.
3)Выразительное чтение баллады
4)Киносценарий по эпизоду баллады «Василий Шибанов»
Чтение в классе и обсуждение.
Работа в парах
2
И.А. Крылов. «Волк на псарне»
1)Смысл басенных образов
2)Выразительное чтение басни.
Чтение в классе и обсуждение
Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права
Проектная деятельность. Подбор литературы по теме «Русское прикладное искусство», разработка проекта виртуального
музея «Знаменитые русские мастера и их изделия» или «Прикладное искусство родного края».
Стихотворения А.В. Кольцова. «Песня пахаря», «Горькая доля»
1)Толкование образов героев стихотворений А.В. Кольцова.
2)Особенности жанра песни-стихотворения.
3)Выразительное чтение стихотворения.
Работа с учебником и видеоматериалом.
- готовить связный рассказ на основе текста «Русское
прикладное искусство», составленный на основе вопросов после статьи учебника.
- готовить выборочные пересказы статьи о жизни и
творчестве И.С.Тургенева: «Дворянская усадьба в
Спасском-Лутовинове», «История создания «Муму»
- характеризовать героев произведения Тургенева по
самостоятельно составленному плану
- характеризовать песню как жанр лирики
- иметь первоначальное представление о народности в
искусстве
- слушать и обмениваться впечатлениями о
музыкальных произведениях на стихи А.В.Кольцова
- сравнивать стихотворения А.В.Кольцова и картины
А.Г.Веницианова и К.А.Зеленцова
- сравнивать живописный и литературный образы
- сопоставлять образ Герасима и пахаря из
стихотворения Кольцова
- писать сочинение-рассуждение
- писать сочинение-повествование о человеке с
включением его портрета
- писать сочинение по картине Шишкина «Рожь»
- писать сочинение «История, рассказанная
бабушкой (дедушкой и др.)», сохраняя особенности
речи рассказчика.
- составлять устный рассказ о поэте-герое
стихотворения Некрасова.
- составлять вопросы к анализу лирического
произведения
- иметь представление о жанре поэмы
2
И.С. Тургенев «Бежин луг», «Муму»
1)Организация углубленного
восприятия повести, через заочную экскурсию в Москву и Подмосковье середины 19 века.
2)Народность, народный календарь годового природного цикла.
3)Биография И.С. Тургенева
4)Словарная работа (барин, крестьянин, холоп, аршин, вершок)
Работа с учебником и видеоматериалом, в тетрадях.
2
Герасим в деревне и в городе
Раскрытие содержания образа Герасима.
Составление словесного портрета.
Барыня и ее слуги: московская жизнь
1)Раскрытие содержания образа барыни и ее слуг через отдельные аналитические пересказы.
2)Отличие Герасима от других слуг.
Сравнительный анализ образов.
Выявление особенностей характеристики героев.
Муму в жизни Герасима и барыни.
1)Конфликт между природой и социумом.
2)Выразительное чтение отдельных эпизодов.
3)Позиция автора.
Составление рассказа по теме.
21
Выбор ценностей, выбор пути
1)Анализ содержания и структуры конфликта в повести.
2)Жанровые особенности произведения.
3)Позиция автора повести.
1)Обобщение и проверка знания повести И.С. Тургенева «Муму»
Собственное толкование повести.
1)Тестирование.
(см. приложение)
2)Работа с видеоматериалом.
22
Внеклассное чтение
Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание»
1)Осознание полного прочтения текста(пейзаж, портрет, характеристика героев).
2) Наблюдение и сравнение пейзажей и героев
3)Определение темы и идеи произведения после размышлений о пейзаже.
4)Расшифровка значений образов-символов, составляющих пейзаж.
Чтение и анализ произведения, обсуждение.
23
РР
Урок-сочинение о жизни Герасима в деревне
Подготовка к сочинению-повествованию с элементами описания
24
Поэзия Н.А.Некрасова. Поэма «Крестьянские дети». Художественная правда о крестьянской жизни в поэме
1)Углубленное восприятие поэмы через ознакомление с биографией Н.А. Некрасова и с особенностями крестьянской культуры
2)Чтение поэмы в классе.
3)Комментирование и анализ части I.
Составление словесного портрета крестьянских детей.
Сравнительный анализ образов.
25
Образы крестьянских детей в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянский дети»
1)Осознание смысла образов крестьянских детей.
2)Какое содержание вложил автор в образы крестьянских детей? (аргументированное объяснение)
Составление словесного портрета крестьянских детей.
Сравнительный анализ образов.
26
Образ героя-поэта в поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
1)Особенности образа героя-поэта.
2)Роль композиционных и стилистических деталей в создании образов и выражении авторской позиции.
3)Устные и графические иллюстрации к поэме.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
27
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»
1)Определение жанра произведения.
2)Изложение мыслей и описание переживаний, выраженных автором в стихотворении (привести их примеры).
3) Особенности композиции стихотворения (привести примеры).
4)Роль композиции и стилистических деталей в создании образов и в выражении авторских чувств и мыслей.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
28
29
Н.С. Лесков. «Левша».
История блохи
Левша в Англии.
1)Основные особенности сказа о Левше. С какой целью писатель использует эту форму повествования?
2)Характеристика образа рассказчика. Как он создается автором?
3)Конфликт повести, его причины.
4)Выражение в разных видах творческой деятельности своего отношения к персонажам и событиям.
Наблюдение за языком произведения.
- готовить развёрнутые ответы на вопросы учителя,
используя цитаты из текста статьи о Н.С.Лескове
- иметь представление о сказе как особой форме
повествования
- писать отзыв о фильме по сказу Н.Лескова «Левша»
- самостоятельно анализировать произведение по вопросам
30
Возвращение на Родину. Судьба русского мастерового
1) Определение причин поражения России в Крымской войне с точки зрения Лескова.
2) Что значит для Лескова «жить праведно»?
Проблема: почему Левша не остался в Англии? Почему русские проиграли Крымскую войну?
Раздел 3. Человеческие недостатки
Проектная деятельность. Инсценирование юмористических рассказов современных писателей. Выпуск альманаха собственных
юмористических произведений.
31
И.А. Крылов. «Свинья под Дубом»
1)Основные оттенки смеха и способы создания комического.
2)Отличие сатирического смеха от юмористического.
3)Расшифровка аллегорических образов басни.
4)Устные и графические иллюстрации к произведению.
5)Свое толкование басни.
6)Сравнение басен Крылова с баснями Эзопа. В чем различие образов, созданных этими баснописцами?
7)Выразительное чтение басни.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- иметь представление о сатире и юморе
- характеризовать героев юмористических
произведений
- составлять сборник афоризмов из басен
И.А.Крылова
- сопоставлять басни И.А. Крылова с баснями Ж. де
Лафонтена, Г.Э.Лессинга
32
А.П. Чехов. «Хамелеон»
1)Характеристика героев рассказа Чехова.
2)Особенности композиции рассказа.
3)Авторское отношение к событиям и персонажам
4)Роль композиционных и стилистических элементов в выражении авторского отношения.
5)Выразительное чтение фрагментов рассказа.
Наблюдение над особенностями юмористического рассказа, приемами создания комического.
- письменно отвечать на вопрос о смысле названия
рассказа Чехова «Хамелеон»
- сравнивать рассказы Чехова на уровне сюжета,
героев, проблематики
33
Внеклассное чтение
«И в шутку, и всерьез»
Создание альманаха по юмористическим рассказам русских и зарубежных писателей.
Отбор произведений по тематике Коллективная работа.
34
М.М. Зощенко. «Аристократка»
1)Исторический контекст – быт страны Советов. Термин «мещанство». Сказ, роль автора и повествователя в сказе.
2)Смысл названия рассказа.
3)Худ. средства, при помощи которых создается образ главного героя.
4), «Аристократка» - это сказ. (доказать).
5)Роль сказа в создании образов и выражении авторской позиции.
6)Почему «Аристократка» является сатирическим рассказом?
7)Выразительное чтение эпизодов рассказа.
8)Словесные или графические иллюстрации к произведению.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- готовить пересказ статьи о М.Зощенко / писать
заметку о писателе, переработав текст статьи
учебника в жанр заметки
- писать сочинение-рассуждение по притче
- давать письменный отзыв на фрагмент
кинофильма
- сочинять юмористический рассказ-сказ
- писать сочинение-рассуждение о юморе и сатире в рассказе «Аристократка»
- писать сочинение-сопоставление образов главных героев рассказов «Аристократка» и «Галоша»
35
М.М. Зощенко. «Галоша»
1)Характеристика главного героя рассказа (с примерами из текста)
2)Идея рассказа.
3)Приемы создания комического.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
Раздел 4. «Человек, цивилизация и природа»
Проектная деятельность. Создание макета или карты острова Робинзона. Разработка проекта музея робинзонов. Подготовка литературно-музыкальной композиции «Природа и человек»
36
37
Д.Дефо. «Приключения Робинзона Крузо».
Что влечет человека путешествовать?
Как выжить на необитаемом острове?
1)Рассказ о Д.Дефо и его романе «Приключения Робинзона Крузо».
2)Устное описание героев романа (или нарисовать).
3)Почему Пятница стал для Робинзона настоящим другом?
4)Рассказ об открытиях, которые сделал на острове герой романа.
5)Основные проблемы романа. Как их предлагает решить автор?
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- готовить рассказы от имени Робинзона
- создавать слайд-шоу «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»
- давать отзыв о кинофильме С.Говорухина на сюжет
романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»
- сочинять продолжение романа Дефо
38
А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них – у дуба, у березы»
1)Роль тропов и лексики в создании атмосферы стихотворений
2)Содержание развернутых метафор
3)Роль антитезы в тексте
4)Взаимосвязь композиции и художественных средств создания образов в стихотворениях.
5)Как поэт изображает внешний мир (природу) и внутренний мир лирического героя?
6)Подбор к стихотворениям музыкального сопровождения (аргументировать свой выбор)
7)Выразительное чтение стихотворения А.А.Фета.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- декламировать стихотворения русских поэтов
- подбирать музыкальные произведения к
стихотворениям А.А.Фета и Ф.И.Тютчева,
Б.Л.Пастернака и С.А.Есенина
- составлять словарь поэта (по выбору)
- сочинять стихотворения или прозаические
миниатюры о природе с использованием словаря
поэта
39
Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной»
1)Особенности композиции стихотворений. Ее роль в выражении авторских мыслей и переживаний.
2)Роль стилистических деталей в создании образов и выражении чувств героя.
3)Выразительное чтение стихотворения.
4)Пафос каждого стихотворения (выразить в словесной форме).
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
40
Ф.И. Тютчев. «Фонтан»
1)Выразительное чтение стихотворения.
2)Особенности композиции. Их роль в выражении мыслей и чувств автора.
3)Роль стилистических средств в создании образов и передаче авторских чувств.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
41
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом»
1)Выразительное чтение стихотворения «Фонтан» наизусть.
2)Как в стихотворении С.А. Есенина связаны мир природы и внутренний мир человека?
3)Сравнение авторского отношения к миру, выраженного в стихотворениях Есенина, Фета, Тютчева.
4)Особенности стиля Есенина (с примерами).
5)Сравнение стихотворения Есенина со стихотворениями Кольцова.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
42
Б.Л. Пастернак. «Июль»
1)Выразительное чтение стихотворения.
2)Основные приемы создания образа июля (их примеры).
3)Как автор выражает свое отношение к герою?
4)Словесные или графические иллюстрации к стихотворению.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
43
Н.А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи»
Домашнее сочинение «Анализ стихотворения».
1)Лирический цикл.
2)Атмосфера каждого стихотворения в цикле и цикла в целом.
3)Роль звукописи в стихотворениях
4)Толкование метафор и эпитетом.
5)Роль сравнений.
6)Выразительное чтение стихотворения
7)Подбор музыкального образа. к каждому стихотворению
Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о природе.
44
Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход (после сказки)». Можно ли одолеть Орозкула?
1)Обобщенное содержание образов мальчика, деда Момуна, Орозкула и Кулумбека.
2)Каким видит мир мальчик, а каким другие персонажи?
4)Роль фольклорных легенд в повести.
Составление рассказа о жизни мальчика.
- составлять рассказ от лица одного из героев повести Ч.Айтматова
- создавать обложку и иллюстрации к книге «Белый
пароход
- писать сочинение-рассуждение о смысле названия повести «Белый пароход»
45
Почему дед Момун убил моралиху?
Смысл легенды о Рогатой матери-оленихе
Проблемная ситуация, сложность характера деда Момуна
46
Почему мальчик уплыл?
Есть ли у писателя надежда на то, что мир станет лучше? (аргументировать свой ответ примерами из повести).
Конфликт
Сравнительный анализ мира мальчика и мира других жителей кордона
Раздел 5. Человек в поисках счастья
Проектная деятельность. Создание проекта виртуального музея одного из сказочников, проекта оформления одной из литературных сказок или феерии А.Грина. Составление и художественное оформление записок собирателя слов, путешествующего по Украине. Разработка проектов музеев «Малороссия XIX века и её фольклор», «Рождество». Драматизация и инсценирование произведений Е.Л.Шварца.
4748
Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».
Необычная сказка.
Как Мари стала королевой?
Загадки рождественской сказки.
1)Рассказ о том, чем мир взрослых в сказке отличается от мира детей.
2)Какую роль в «Щелкунчике» играет сказка об орехе Кракатук?
3)Аргументированное толкование образов Мари, Щелкунчика, Дроссельмейера.
4)Словесные или графические иллюстрации к произведению. Киносценарии к его эпизодам.
5)Музыкальное сопровождение к эпизодам и образам.
6)Выразительное чтение фрагментов сказки.
7)«Какой путь ведет Мари к счастью?»
8)Отзыв об одной из художественных интерпретаций сказки.
Групповая работа, в парах работа
- готовить устный рассказ о традициях празднования
Рождества в Германии, используя информацию в
статье учебника и дополнительные источники
- оформлять программу, декорации к спектаклю по
сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный
король».
- давать отзыв об одном из анимационных фильмов
или о балетном спектакле «Щелкунчик» на музыку
П.И.Чайковского.
- рисовать карту Конфетинбурга
- подбирать музыкальные произведения для характеристики героев
- сопоставлять образы русского мастерового в «Левше» Н.С.Лескова, в «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова и королевского часовщика
Дроссельмейера в сказке Гофмана.
49
Интегрированный урок
Сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в других видах искусства: балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация
Просмотр м/фильма «Щелкунчик», прослушивание балета Чайковского «Щелкунчик». Анализ. Подготовка к написанию отзыва по плану в тетради.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
50
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Заочная экскурсия в Малороссию.
Вакула и черт..
1)Знакомство с историко-культурным контекстом.
2)Словарная работа (украинизмы)
3)Характеристика Вакулы и раскрытие содержания этого образа.
4)Роль образов персонажей ( черта) в повести
·
Заочная экскурсия в Малороссию.
- готовить вопросы по статье учебника о творчестве
Н.В.Гоголя
- анализировать иллюстрации к повести «Ночь
перед Рождеством»
- сопоставлять повесть с фольклорными сказками
- сравнивать поведение Оксаны с поведением царицы из «Сказки о мёртвой царевне»
А.С.Пушкина
- писать отзыв о кинофильме или анимационном
фильме по повести Гоголя
- создавать сочинение-описание внешности
человека с включением элементов комического
- писать киносценарий эпизода «Вакула у Пацюка»
51
Вакула и Чуб
1)Роль образов персонажей (Чуба, Солохи, кума) в повести
2)Конфликты повести, центральный конфликт.
3)Как и почему развиваются и разрешаются конфликты в «ночи перед Рождеством»?
52
Вакула и Оксана
1)Роль образов персонажей (Оксаны) в повести
2) Смысл названия произведения.
3)Авторское отношение к персонажам. Своя эмоционально-эстетическую оценка.
53
РР
«Свет мой, зеркальце, скажи»
Реальное и мистическое в произведении. Размышления о смысле названия произведения, творческие работы учащихся.
Письменные ответы на вопросы учебника. Формирование письменного высказывания
54
55
56
А.Грин. «Алые паруса».
Гринландия и мир Каперны.
Предсказание Эгля.
Живая душа Артура Грэя
1)Заочная экскурсия по Петербургу, старому Крыму и Феодосии.
2)История создания произведения
3)Работа с иллюстрациями, прослушивание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (тема океана)
4)Восприятие и анализ текста
5)Ответ на проблемный вопрос: «Случайна или закономерна для автора встреча Ассоль и Грея?»
6)Особенности композиции повести
7)Авторские намерения при выборе жанрового подзаголовка «феерия».
8)Роль пейзажей, музыкальных и цветовых образов в феерии.
9)Расшифровка образов-символов
Заочные экскурсии.
Описание, характеристика и сопоставление главных героев феерии.
- готовить краткий пересказ статьи о творчестве
А.Грина
- создавать обложку к книге А.Грина «Алые паруса»
- составлять киносценарий «Ассоль увидела алые
паруса и бежит к морю».
- подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы
к каждой главе
- давать отзыв о кинофильме «Алые паруса» режиссёра А.Птушко.
- писать сочинение-сопоставление образов Грэя и Ассоль в повести и кинофильме
57
Е.Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»
1)Театр, драма.
2)Отличие драмы от эпоса.
3) Пьесы Е.Л. Шварца.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- готовить вопросы для интервью на основе текста
статьи учебника о жизни и творчестве Е.Шварца.
- рассказывать о событиях, которые произошли в
трактире, от лица одного из героев пьесы-сказки Е.Шварца.
- сравнивать пьесу-сказку Шварца с фольклорной сказкой
- оформлять книгу «Обыкновенное чудо»
- графически и вербально рисовать декорации и портреты персонажей сказки
- воссоздавать историю персонажей
- подбирать музыкальные лейтмотивы к образам
персонажей и музыкальное сопровождение к эпизодам пьесы
- создавать эскизы декораций
- давать отзыв о кинофильме М.Захарова «Обыкновенное чудо»
- сравнивать образы главных героев в пьесе и кинофильме
- писать сочинение сочинение-рассуждение в форме
ответа на один из вопросов: «Почему Медведь не
превратился в медведя?», «Какой смысл вкладывает
Е.Шварц в название пьесы?»
Давать публичный отзыв о самостоятельно прочитанной пьесе-сказке
58
Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо». Чудо любви
1)Основные конфликты пьесы (аргументировать свое мнение)
2)Определение сущности и причин названных конфликтов.
3)Толкование образов персонажей.
4)Идея произведения.
5)Подбор музыкальных лейтмотивов к образам персонажей, к эпизодам и действиям.
6)Декорации к пьесе, портреты персонажей, костюмы (описать или нарисовать).
7)Выразительное чтение по ролям фрагментов пьесы.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
Раздел 6. Дружба в жизни человека.
Проектная деятельность. Создание сборника воспоминаний близких об их детстве и юности и сборника рассказов одноклассников «Сны о нашем детстве»
59
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»
1)Жанр послание. Его признаки.
2)Словарная работа.
3)Переживания, выраженные поэтом в послании «И.И.Пущину»
4)Роль в стихотворении стилистических деталей.
5)Выразительное чтение стихотворения.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- готовить выборочный пересказ статьи учебника о
дружбе А.С.Пушкина и И.Пущина («История одного
стихотворения»)
- подбирать музыкальное сопровождение к стихотворению
- создавать устное сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском»
- писать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?»
- писать сочинение-рассказ от лица героя
60
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»
1)Переживания, выраженные поэтом в стихотворении.
2)Какие поэтические приемы применяет Маяковский для выражения переживаний (с примерами из текста)
3)Выразительное чтение стихотворения.
Наблюдение над звукописью стихотворения.
- давать развёрнутые ответы с использованием цитат на вопросы учителя по статье о творчестве В.Маяковского
- составлять «партитуру чувств» героя Маяковского
- составлять конспект статьи «Особенности поэтического языка В.Маяковского»
61
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Сибирский характер.
1)Биографическая основа произведения.
2)Содержание образов героя-рассказчика и учительницы Лидии Михайловны.
3)Оценка поступкам героев.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- анализировать образы персонажей рассказа Распутина
- рассказывать о главном герое от лица одного из персонажей
- сравнивать картины Б.Неменского, Т.Ряннеля,
В.Стожарова и рассказ В.Распутина
- сравнивать описание детства в поэме Некрасова «Крестьянские дети» и рассказе В.Распутина
«Уроки французского».
- анализировать самостоятельно прочитанную книгу
62
63
Учительница и ее выбор
12)Содержание образов героя-рассказчика и учительницы Лидии Михайловны.
2)Оценка поступкам героев.
3)Позиция автора в рассказе.
4)Особенности композиции рассказа. Их роль в произведении.
5)Как в рассказе связаны документальное и художественное?
выявление художественных особенностей произведения.
64
РР
Сочинение «Взрослые и дети»
Знать: методику написания творческой работы.
Уметь: составлять план и работать по составленному плану.
Сочинение. Формирование письменного высказывания
Анализ собственного опыта и сравнение его с опытом литературных героев
Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации
Проектная деятельность. Подготовка и выпуск художественного журнала «Каким бывает человек»
65
66
А.С. Пушкин. «Выстрел». Почему Сильвио отказался от дуэли с Р. , от выстрела на первой дуэли с графом?
Почему Сильвио оставил графа в живых?
1)Пушкин – прозаик. Цикл «Повести Белкина».
2) какое содержание вложил Пушкин в образы Сильвио и графа?
3)Особенности композиции повести. Их роль в произведении.
4)Какие художественные средства помогают Пушкину создать образы персонажей и места действия.
5)Составление киносценария по одному из эпизодов повести.
6)Сравнение образов Сильвио и графа в повести и на иллюстрации к ней.
7)Свое понимание художественного смысла произведения.
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- рисовать / описывать обложку книги «А.С.Пушкин. Выстрел»
- анализировать стилистику произведений А.С.Пушкина, называть отличительные особенности
- характеризовать героев, анализировать мотивы их
поступков
67
68
П.Мериме. «Маттео Фальконе»
1)Содержание образов Фортунато и Маттео Фальконе.
2)Идея новеллы.
3)Как композиция новеллы помогает понять поведение персонажей? (примеры из текста)
4)Создание киносценария по тексту новеллы.
5)Как в новелле связаны художественная правда и художественный вымысел? (примеры из текста)
Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.
- создавать заметку на основе статьи о жизни и творчестве П.Мериме
- характеризовать героев, анализировать мотивы их
поступков
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе
Читательская деятельность
Чтение и анализ художественного текста
Ученик научится:
- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;
- различать стихи и прозу;
- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть и по ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;
- самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;
- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;
- планировать свой круг чтения художественной литературы;
- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или
прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения, участвовать в диспуте;
- различать художественное и документальное;
- иметь представление о художественной условности, о художественной правде и вымысле, о романтическом произведении и романтическом герое, о народности в искусстве, о двоемирии в произведении, о реалистическом произведении;
- сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;
- различать жанры легенды, героического эпоса, былины, летописи, исторической баллады, песни, повести, поэмы, сказа, приключенческого романа; феерии; дружеского послания как жанра, лирики, новеллы;
- различать тему и проблему, определять с помощью учителя проблематику произведения;
- иметь представление о лирическом цикле, об особенностях драмы как рода литературы, о способах выражения авторского отношения в драме, о конфликте в драме;
- находить фольклорные элементы (мифы и легенды) объяснять их роль в литературном
произведении;
- анализировать конфликт драматического произведения по плану;
- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по
предложенному плану;
- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;
- характеризовать мифологического героя по самостоятельно составленному плану;
- самостоятельно выявлять систему персонажей в произведении;
- иметь представление о способах создания образов персонажей в драме;
- анализировать образ персонажа драматического произведения по плану;
- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;
- иметь представление о гиперболе и литоте, находить гиперболу и литоту в художественном произведении, объяснять их роль в тексте;
- находить устаревшую лексику в качестве средства художественной изобразительности и
выразительности;
- иметь представление о гекзаметре;
- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;
- сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;
- иметь представление об антитезе, находить антитезу в художественном произведении;
- иметь представление о сатире и юморе, определять, какой вид комического (юмор, сатира) использованы автором в произведении;
- характеризовать аллегорические образы в басне;
- составлять вопросы на знание текста произведения, вопросы для викторины по творчеству писателя.
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в дискуссии;
- различать тему и проблему, самостоятельно определять проблематику произведения;
- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по
самостоятельно составленному плану;
- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выделенным критериям;
- самостоятельно сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по своему плану;
Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:
Ученик научится:
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;
- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными
материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде и скрытой форме;
- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- готовить сообщения по заданной теме и материалам;
- различать темы и подтемы текста, выделять главную и избыточную информацию;
- комментировать текст;
- преобразовывать текст в таблицу, схему самостоятельно;
- составлять развёрнутый план учебного текста, писать тезисы;
- ставить вопросы и искать ответы на них в научно-популярных текстах;
- под руководством учителя ставить проблему исследования, формулировать проблемные
вопросы;
- находить ответы на поставленные вопросы в научных текстах.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
- проводить небольшое исследование, представлять результаты исследования в классе
Литературно-творческая деятельность
Ученик научится:
- выразительно читать текст художественного произведения;
- инсценировать эпизоды произведения;
- создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;
- готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);
- писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе
художественных и учебных текстов;
- писать сочинение по картине;
- писать сочинение-повествование о человеке с включением его портрета;
- писать сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)», сохраняя особенности речи рассказчика;
- писать сочинение-рассуждение о смысле названия произведения;
- писать сочинение-описание внешности человека с включением элементов комического;
- писать сочинение-рассказ от лица героя;
- писать сочинение-сопоставление образов главных героев рассказов;
- сочинять юмористический рассказ-сказ;
- сочинять продолжение художественного произведения;
- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;
- составлять аннотацию к прочитанному произведению по образцу;
- анализировать иллюстрации разных художников к одному произведению, сопоставлять их;
- создавать обложку к произведению;
- оформлять программу, декорации к предполагаемой театральной постановке по
художественному произведению;
- давать устный и письменный отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись);
- писать отзыв о фрагменте кинофильма или анимационного фильма по мотивам былины.
Ученик получит возможность научиться:
- подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы к главам произведения;
- подбирать музыкальные произведения к стихотворным текстам;
- составлять аннотацию к прочитанному произведению самостоятельно
- писать сочинение-сопоставление образов героев в произведении и кинофильме;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
- давать отзыв о балетном спектакле по мотивам литературного произведения
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе
Ученик научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- под руководством учителя формулировать цель и задачи исследования;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
- работать по составленному плану;
- использовать в работе дополнительные источники информации;
- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;
- подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- давать оценку результатам проектной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи
- самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал
- давать оценку результатам исследовательской деятельности.
VI. Контроль уровня обучения литературе в 6 классе
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по литературе
1. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 51 – 77 %;
«2»- менее 50 %.
4. Критерии оценивания презентаций.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии
оценивания
Параметры
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» (отрывок). «И. И. Пущину».
И.А.Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Свинья под дубом» и другие (2 по выбору).
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Школьник», «Крестьянские дети» (отрывок), «Железная дорога» (отрывок) (2 по выбору).
А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них - у дуба, у березы», «Чудная картина» (1-2 по выбору).
Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной», «Фонтан» (1-2 по выбору).
Стихотворения поэтов ХХ века: В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; С. А. Есенин «Я покинул родимый дом»; Пастернак «Июль»; Н. А. Заболоцкий «Гроза идёт», «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны») (2 по выбору).__
Контрольно-измерительные материалы
Тестирование «Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид».
Вариант 1.
А1. Кто был матерью богов-титанов из древнегреческих мифов?
1) Гея
2) Рея
3) Веста
4) Деметра
А2. Чем правил древнегреческий Бог Зевс?
1) воздухом
2) водой
3) подземным царством
4) землёй
А3. Кем был Геракл?
1) титаном
2) царём
3) полубогом
4) сыном Эрисфея
А4. Кто такие Геспериды?
1) птицы
2) нимфы
3) жрицы
4) души мёртвых
В1. Кто из богов помог Гераклу перехитрить Атланта?
В2. Сколько сыновей было у титана Кроноса?
С1. Почему добытые Гераклом золотые яблоки были возвращены Гесперидам?
Вариант 2.
А1. Как звали отца древнегреческого бога Зевса?
1) Огмиос
2) Крокус
3) Адонис
4) Кронос
А2. Кто послал Геракла в сад Гесперид?
1) Зевс
2) Эврисфей
3) Океан
4) Атлант
А3. Кем был Атлант?
1) титаном
2) царём
3) мудрецом
4) воином
А4. Где жил Эврисфей?
1) в саду Гесперид
2) в Фивах
3) на Олимпе
4) в Микенах
В1. Где поселились боги древнегреческих мифов после победы над титанами?
В2. Как называли детей богов и людей?
С1. Почему Атлант охотно согласился выполнить просьбу Геракла?
Тестирование «Былина как жанр русского народного эпоса», «Три поездки Ильи Муромца».
Вариант 1
А1. Кто является главными героями былин?
1)святые
2)волшебники
3)богатыри
4)купцы
А2.Какую дорогу сначала выбрал Илья Муромец?
1)красивым быть
2)убитым быть
3)молодым быть
4)здоровым быть
А3.Кого встретил богатырь, идя по первому пути?
1)Змея Горыныча
2)старца
3)возлюбленную
4)разбойников
А4.На что наткнулся Илья Муромец в чистом поле?
1)на камень
2)на избушку Бабы Яги
3)на заколдованный лес
4) на церковь
В1. Как называется художественный прием, построенный на преувеличении какого-либо действия, качества и. т. п?
В2.Сколько было богатырей в плену у удалой поляницы?
С1.Почему разбойники не смогли обокрасть старого казака Илью Муромца?
Вариант 2
А1.С чего начинается былина?
1)с зачина
2)с присказки
3)со вступления
4)с завязки
А2.Кто исполнял былины под аккомпанемент музыкальных инструментов?
1)церковный хор
2)сказители
3)монахи
4)дружинники
А3.Сколько разбойников встретилось на пути Илье Муромцу?
1)один
2)сорок тысяч
3)ни одного
4)двенадцать
А4.Куда направлял свой путь богатырь, выехав из Мурома?
1)в Киев-град
2)домой
3)во чисто поле
4)за советом к князю Владимиру
В1. Что нашел богатырь, следуя по третьему пути?
В2.Кого освободил Илья Муромец из заточения?
С1.Почему Илья Муромец сначала выбрал дорогу, где его могли убить?
Тестирование по повести И.С. Тургенева «Муму».
Вариант 1
А1. Кем Герасим служил в доме барыни?
1)дворником
2)конюхом
3)псарем
4)садовником
А2.Кого спас Герасим?
1)ребенка
2)котенка
3)щенка
4)цыпленка
А3.Чем Муму в первый раз рассердила барыню?
1)попыталась ее укусить
2)громко лаяла
3)помяла цветы на клумбе
4)испачкала ковер
А4.Что сделал Герасим после утопления Муму?
1)поджег дом барыни
2)вернулся в деревню
3)убежал в лес
4)завел новую собаку
В1. Нравилось ли Герасиму жить в городе?
В2.Как Муму, которую Герасим прятал после ее возвращения, выдала свое присутствие?
С1.Почему Герасим так сильно привязался к собаке?
Вариант 2
А1.Где Герасим нашел щенка?
1)в конуре
2)в воде
3)в лесу
4)в поле
А2.Где Герасим прятал Муму после неудачной попытки Степана продать ее?
1)в сарае
2)на сеновале
3)в своей каморке
4)в саду
А3.Где жила барыня?
1)в деревне
2)в Москве
3)в Санкт-Петербурге
4)за границей
А4.Кто утопил Муму по приказу барыни?
1)Гаврила
2)Еврошка
3)Степан
4)Герасим
В1. Куда ушел Герасим после гибели Муму?
В2.Кем служил Герасим в доме барыни?
С1.Почему Герасим назвал свою собаку Муму?
Темы классного сочинения-повествования с элементами описания:
1) «Сопоставление образа крестьянина с образами русской природы в пейзажной живописи И.И. Шишкина» (по картине И.И. Шишкина «Рожь»).
2) «Жизнь Герасима в деревне».
3) «Сопоставление образов Герасима и пахаря А.В. Кольцова».
Тестирование по сказу Н.С. Лескова «Левша».
Вариант 1
А1. Что умела делать стальная блоха?
1)прыгать
2)танцевать
3)петь
4)летать
А2.Как поступила Елизавета Алексеевна с блохой после смерти мужа?
1)передала новому императору
2)передала в кунсткамеру
3)передала Павлову
4)передала попу Федоту
А3.Куда ездил Платов в то время, когда оружейники работали над блохой?
1)в Москву
2)по святым местам
3)на Дон
4)на Днепр
А4.Что перед смертью левша просил передать императору?
1)чтобы простил его
2)чтобы не чистили ружья кирпичом
3)что скоро будет война
4) чтобы чистили ружья кирпичом
В1. После чего Александр Павлович отправился в путешествие по Европе?
В2.Сколько тульских оружейников работало над блохой?
С1.Как русские мастера сумели удивить русского императора и англичан?
Вариант 2
А1.С помощью какого прибора можно было разглядеть блоху?
1)мелкоскопа
2)подзорной трубы
3)её было видно невооружённым глазом
4)лупы
А2.Кто «доложил насчёт нифозории» Николаю Павловичу после того, как он обнаружил её?
1)поп Федот
2)Павлов
3)Елизавета Алексеевна
4)старый слуга
А3.Каким прибором пользовались тульские мастера при работе с блохой?
1)ничем не пользовались
2)мелкоскопом
3)лупой
4)специальными очками
А4.По каким книгам, по словам Левши, учился он и другие русские мастера?
1)по учебнику арифметики
2)по учебнику геометрии
3)не учились совсем
4)по Псалтирю и Полусоннику
В1. Назовите имя мастера, сделавшего пистолю, которым англичане удивляли русского императора.
В2.В каком городе умер Александр Павлович?
С1.Как в рассказе воплотилась авторская мысль о судьбе творчества в России?
Домашнее сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)»
(Сказ с передачей особенностей речи рассказчика).
Домашнее сочинение риторической и поэтической басен.
Классное сочинение юмористического рассказа.
Контрольная викторина по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Контрольная викторина по повести А. Грина «Алые паруса».
Тестирование по рассказу В.Г Распутина «Уроки французского».
Вариант 1.
А1. В каком классе учился главный герой рассказа?
1) в шестом
2)в четвертом
3) в пятом
4) в седьмом.
А2. Как звали мальчика, который заправлял игрой в "чику"?
1) Володя
2) Вадик
3) Валера
4) Федька.
А3. Когда учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?
1) когда его избили во второй раз
2) когда застала его за игрой
3) когда он написал контрольную на двойку
4) когда он сам попросил об этом
А4. Что возмущало при игре с учительницей на деньги?
1) она всегда выигрывала
2) она никогда не выигрывала
3) она делала маленькие ставки
4) она ему подыгрывала.
В1. Чем наградил мальчика дядя Илья, выиграв четыреста рублей?
В2. Назовите фамилию мальчика, рассказавшего учительнице, что главного героя избили, когда он играл на деньги
С1. Охарактеризуйте главного героя рассказа.
Вариант 2.
А1. Из-за чего у мальчика не ладилось с французским?
1) из-за лени
2) из-за сложной грамматики языка
3) он никак не мог выучить алфавит
4) из-за произношения.
А2. Что сделал Вадик для того, чтобы главный герой не забрал кассу?
1) перевернул монету
2) сам забрал деньги
3) забрал у него шайбу
4) обвинил его в жульничестве.
А3. как звали директора школы?
1) Василий Алексеевич
2) Андрей Петрович
3) Алексей Васильевич
4) Василий Андреевич.
А4. Что было в посылке, которую учительница прислала мальчику с Кубани?
1) картошка и мука
2) макароны и яблоки
3) груши и апельсины
4) сахар и молоко.
В1. Сколько денег вкладывалось в "чике" на кон?
В2. Как по-другому называла игру в "пристенок" учительница?
С1. Как характеризует учительницу решение играть в азартную игру с учеником?
Домашнее сочинение-рассуждение «О сибирском характере». (Опора на репродукцию картины Т. Ряннеля «Горные кедры» и содержание рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».)
Тестирование по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Вариант 1.
А1. Чем намеревался заниматься Алексей Берестов?
1) поступить на военную службу
2) продолжить учёбу
3) заниматься хозяйством
4) уехать жить за границу
А2. Как звали служанку Лизы?
1) Акулина
2) Наталья
3) Настя
4) Палаша
А3. Чему принялся обучать Акулину Алексей?
1) пению
2) грамоте
3) стрельбе из ружья
4) французскому языку
А4. Что заставило Алексея укрепиться в своём решении просить руки Акулины?
1) сообщение отца о решении его женить на Лизе Муромской
2) предстоящий отъезд Алексея
3) предстоящая свадьба Акулины
4) исчезновение Акулины
В1. Как на английский манер называл Лизу отец?
В2. Что похитила Лиза из "арсенала" своей воспитательницы, чтобы предстать перед Алексеем в новой роли жеманницы?
С1. Что послужило причиной неприязненных отношений Берестова и Муромского?
Вариант 2.
А1. Приверженцем обычаев какой страны был Григорий Иванович Муромский?
1) Франции
2) Германии
3) Англии
4) Дании
А2. Как называлось имение Берестовых?
1) Тугилово
2) Киреево
3)Аксаково
4) Латухино
А3. Что примирило Муромского и Берестова?
1) падение с лошади Берестова
2) ранение Берестова на охоте
3) ранение Муромского на охоте
4) падение с лошади Муромского
А4. Какое произведение читала по слогам Акулина уже на третьем уроке?
1)"Наталья, боярская дочь"
2) "Бедная Лиза"
3) "Слово о полку Игореве"
4) "Недоросль"
В1. Как звали мадам - воспитательницу Лизы?
В2. Чьей дочерью представилась Алексею Лиза?
С1. Как эпиграф к повести соотносится с её содержанием?
VII. Ресурсное обеспечение программы
1. Перечень лицензионных электронных образовательных ресурсов
Тип ЭОР
Название ЭОР
Мультимедиаприложения к УМК
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 – 11 классы
Издательство «Планета»: Уроки литературы. 6 – 10 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
Поликультурный Петербург. Медиаприложение
Электронные словари, справочники, энциклопедии
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Электронное средство учебного назначения: История искусства Кирилла и Мефодия
Туристический атлас мира
Энциклопедия «Легенды и мифы Древней Греции». Мифологический словарь
Энциклопедия материальной культуры Германа Вейса.
Энциклопедия классической музыки
В. И. Даль. Толковый словарь
Библиологический словарь
История мировых религий. Учебное пособие
Энциклопедия «Русские народные праздники, обряды и обычаи»
Электронные библиотеки
Библиотека «Классическая литература»
Хрестоматия по русской литературе XIX и XX в.
«Русская литература» Мультимедийная библиотека
Демонстрационные средства, видеоматериалы
Пасхальная коллекция Феберже (фото – коллекция) «Храм на Смоленском кладбище» Учебный видеофильм. DVD
«1812 год» : полное собрание материалов об Отечественной войне 1812 года «Новый диск»
Коллекция учебных видеофильмов («Научфильмы СССР. Литература.», «Большая DVD - коллекция BBC»,
«Видеосерия «В кругу великих имен»», «Театр на экране», «Экранизация русской классики», «Историческое кино», «Шедевры оперного искусства»)
Контролирующие средства, тренажеры
1С: Репетитор. Литература.
Аудиокниги
см. «Аудиокниги, поступившие в школьные библиотеки Санкт – Петербурга, рекомендованные для работы на уроках, занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях» (Багге М. Б. Методика использования аудиокниг в литературном образовании: Методические рекомендации. – СПб.: СПбАППо, 2008.)
2. Перечень интернет – ресурсов
Сайт школы (http://tutti.edu.ru/)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Федеральный портал «Российское образование» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] InternetUrok.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Ресурсы по предмету образовательной программы
Вся школьная программа по литературе ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://newlit.ru/)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://bibliogid.ru/)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://litera.edu.ru)/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
«Литература на 5» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Говорим и пишем правильно ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Цифровые архивы, электронные библиотеки и словари
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нобелевские лауреаты: биографические статьи ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русские словари. Служба русского языка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Государственный контроль качества образования с использование АИС «Знак» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Информационная поддержка ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
«ЕГЭ по литературе» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
«Решу ЕГЭ» Образовательный портал для подготовки к экзаменам ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Сервис онлайн-подготовки к ЕГЭ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Конкурсы, олимпиады
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://www.olimpiada.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://www.eidos.ru/olymp/)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Дневник. Ru - школьная образовательная сеть ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Виртуальные музеи и экскурсии
Российский этнографический музей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Государственный Русский музей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Государственный Эрмитаж ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Музей – заповедник Московский кремль ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Государственная Третьяковская галерея ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Виртуальные музей и галереи мира ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Большая художественная галерея (http: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/2010/hm6_12.html)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Виртуальная экскурсия по залам Лувра ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Виртуальный Британский музей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Виртуальная экскурсия вокруг музея-панорамы «Сталинградская битва» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
M:\ Видеоуроки по школьным предметамН15