Презентация по МХК на тему Творчество И. И. Шишкина
ТВОРЧЕСТВО И. И. ШИШКИНА
1832--1898 Сказка о лесном художнике Много художников жило в России, и мало кто был так знаменит, как Шишкин. Сам он был такой широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик - его и не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвешь! Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, кто ни посмотрит - залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи да радуйся! Как приятно пройтись в знойный, палящий полдень по березовой роще. Шумят, перешептываются белоствольные березки, качают нарядными зелеными веточками, словно зовут путешественника отдохнуть под прохладой своих стволов. Забрел как-то Шишкин в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать - ну совсем, как ребятишки. Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности - стоит позади него громадная медведица. Подобралась тихонько, он и не услышал. «Ну, - думает, - пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел». А медведица-то вдруг наклонилась и… говорит ему толстым голосом:- Это ты чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?- Ив-ан Ив-анович,- только и смог прошептать Шишкин.- Ну а меня Марья Михайловна зовут, - как ни в чем ни бывало рычит медведица. - Я, тебя, братец,, знаю давненько. Сколько раз видела, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать ,не злой, не охотник, а то бы я тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут ,не успеешь оглянуться, а их уж и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли.Встретишь – не узнаешь. Нарисуй, а ?А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где меда да малины видимо- невидимо,туда тебе самому ни за что не добраться. - Да не умею я людей и зверюшек рисовать,- испугался Шишкин.- Вот честное слово, не умею. - Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! –Осерчала медведица.- Умеешь рисовать, так рисуй и не скромничай! А то я тебя сейчас ударю- из тебя и дух вон.Видит Шишкин – дело плохо. Надо что-то придумывать .Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски есть разноцветные, я большую картину напишу, да и тебя с твоими детьми туда вставлю.Ну, смотри,- пригрозила медведица.- Не привыкла я доверять вам, людям, да уж попробую разок.Обрадовался Шишкин, но виду не подал. Поклонился с достоинством и пошел себе спокойно. Вернулся домой, взял большой холст да все, что в этот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы ,с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все как живое вышло, все есть - но медвежата не получаются! Выходят вроде игрушек плюшевых, а вот таких, каких видел ,-веселых, живых, озорных лесных детишек – написать не получается. Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он ,как Шишкин бьется-мучается над картиной, да решил помочь. Нарисовали они чудную картину, да такую большую, что и сами удивились.Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну, где медведицу встретил. Пришел через два дня – картинки нет. Видно, забрала ее себе Марья Михайловна.. В природе все идет постепенно. Большой лес всегда состоит из деревьев разных возрастов: отживающие свой век и совершенно сухие во множестве других, зеленых и цветущих, незаметны. Кое – где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, сосен и осин. Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства. Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую - нибудь кудрявую углядит- и сейчас же на карандаш. Хороша природа в лесу! Вековые дубы хранят много тайн, но никому не расскажут они того ,что знают, а только тихо качают могучими кронами. Вода – это краса природы. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера всегда обрастают лесом или кустами. В соединении леса с водой заключается великая цель природы. Леса – хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть живительной влаге. Очень любил Шишкин гулять в лесу после дождя.После грозы, которая быстро проходила, было свежо и так легко на сердце, что хотелось написать все, что видел в этот момент. После грозы лес словно жил: везде начали раздаваться веселые голоса и смех крестьян, которые искали грибы.Матрена первая вышла на поляну, огляделась и сказала: « Здесь непременно должны быть грузди». Иван Иванович Шишкин(1832-1898) родился в городке Елабуга в семье образованного и влиятельного купца. С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно. В 1852 г. отправился в Москву для поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он сблизился с Перовым, Прянишниковым, Маковским и Серовым. В1856-60 учился в Академии художеств у Воробьева С. Окончив Московское училище, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств. Творчество художника Вместе с другими пейзажистами работал на острове Валаам. В 1860г. был награжден Большой золотой медалью за пейзаж «Вид на острове Валаам». В течение 3 лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К.Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865г. за картину «Вид в окрестности Дюссельдорфа» избран в академики. С 1873г. - профессор Академии художеств. После ранних несколько дробных произведений появились полотна «Сосновый бор» (1872), «На покосе в дубовой роще» (1874). В середине и конце 80-х в живописи Шишкина возрастает значение световоздушной среды. Все чаще передает изменчивость природы. Одна из наиболее известных картин - «Утро в сосновом лесу» (1889). « Рожь » (1878) Видное место в творчестве художника занимали этюды, часто они были самостоятельными художественными произведениями. Лучшие достижения художника появились в картине « Корабельная роща». Шишкин много работал в гравюре. Начав заниматься офортом в 70-е, ставил задачу печатать гравюру на обычном станке. В 1894 - 95 руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Корабельная роща Дождь в дубовом лесу Вид на острове Валаам Вечер Сосновый бор Утро в сосновом бору Рожь Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, а также на уроках МХК (мировой художественной культуры)Презентация выполнена Новиковой Е.Б.,учителем МБОУ «СОШ № 48» города Перми