Сатья о поискоквой деятельности музея МБОУ СОШ № 59 г. Курска
Поисковая деятельность учащихся на базе музея «Боевой Славы» МБОУ СОШ № 59 г. Курска
Не нам писать историю, но всёж
Мы пересмотрим для себя хотя бы даты
Ждать правды о войне нам невтерпеж
В войну мы смотрим из-под лезвия лопаты
О.Нестеров (КООПОО Центр «Поиск»)
Война. Она слышится тем, кто воспевал её в стихах, в рассказах ветеранов, в кино. В 2015 году наша страна будет отмечать 70 лет Победы в ВОВ, память о которой навсегда останется нашим общим национальным достоянием. Война понаслышке знакома нынешнему поколению – вечным огнём у памятников. Память о ней хранится в музеях, комнатах боевой Славы. Музей «Боевой Славы» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курска был создан в 2001 году, подготовка к его открытию велась с февраля этого же года, а в мае в торжественной обстановке, в присутствии ветеранов ВОВ, представителей Комитета образования г. Курска, администрации школы, гостей ЦДТ он был открыт. Инициатором его создания стал подполковник в отставке, ветеран ВОВ – Ефанкин Б.Ф.
В процессе создания музея была создана поисковая группа из учащихся школы и членов историко-краеведческого объединения «Имя моё – родной город Курск». Совместно они проводили работу по сбору материала. Краеведы составляли списки ветеранов и теперь уже часто виделись с героями сражений. Иногда сами участники войны приходили к ребятам и тогда занятие превращалось в увлекательный рассказ. Внимательно они слушали своих старших товарищей о боях, о друзьях, которых уже нет. Дети записывали их рассказы, боясь упустить каждое слово ветеранов. А потом, осваивая навыки поисковой деятельности, в музее начиналась работа. В этот момент ребята работали сплоченно, как когда-то сидели в окопах солдаты, составляли материал, оформляя его первые страницы в «Книгу Памяти». Так появились первые ростки поисковой деятельности. Позже, в «Книгу Памяти» занесёт свои впечатления одна из учащихся школы, член актива музея Филатова Юлия: «Вот сидит перед тобой пожилой человек, лицо всё в морщинах. Ты еще ничего о нём не знаешь, но заранее испытываешь чувство безграничного уважения. И не беда, что пуля или осколок снаряда не спрашивала в те года, сколько ему лет, чем он занимался до войны. Возникает сразу чувство, что ни тогда, ни после не потерял он своего достоинства. Он и сейчас любит жизнь, людей, нас, молодое поколение. И когда он идет по улице, чуть прихрамывая, остановись, поприветствуй, уважай его и его подвиг!» Поиск героев, их боевых подвигов – это романтика. А романтика подвига всегда увлекала ребят. Занимаясь поиском, рассказываешь героические события, а, следовательно, раскрываешь идейные основы, нравственные мотивы, т.е. узнаешь, какой ценой завоевана Победа. Кто во время войны больше сделал? Герой СССР, младший сержант или рядовой? Все! Каждый солдат внес свою часть в победу над врагом, рядом с русскими сражались кавказцы, украинцы, белорусы, татары, узбеки.
Работая в школьном музее, ребята оформили «Книгу Памяти» об участниках войны. Список получился большим, насчитывающим 24 национальности. Это ли не пример единения наций, обсуждаемого и проблемного сейчас понятия «толерантности»! Заполняя страницы книги, поисковая группа постепенно вовлекла в этот процесс своих одноклассников, друзей, родителей, родственников. Ведь в каждой семье есть, что поведать о тех страшных событиях! Материал пополнялся, систематизировался и вскоре фонды музея «Боевой Славы» дополнились вещественными экспонатами, которые в дар передавали основатель музея Ефанкин Борис Федосеевич, участники ВОВ, учащиеся школы. За это время актив школы настолько сдружился, что идеи одних тут же воплощались в жизнь другими. Выезжая на экскурсии, по местам боёв, находясь на легендарном поле под Прохоровкой, где история сражения находится под ногами, краеведы привозили осколки снарядов, патронов, гильз, части и фрагменты обмундирования советских и немецких солдат. А иногда, неожиданные находки времен ВОВ ребята обнаруживали у себя на дачных участках, приносили в музей и начинался новый этап поиска, который дополнялся сведениями о военных действиях в этом районе. Вся история создания музея и его работы изложена нашими ребятами в поэтических строках:
Музей наш – дело нужное, истории послушное
А главное – полезное и очень интересное
Задача цели ставит, а школа одобряет,
Исследовать подробно историю войны.
И помощь нам поспела от ветеранов смело
Один из них нам первый пример стал подавать.
Он стал наш основатель и лучший показатель
Создание музея – долг памяти отцов.
Работа закипела, и развернулось дело
Вернуться в век двадцатый быть может нелегко.
Но надо нам стремиться войны великой лица
Увековечить память – долг мужеству отдать.
Хотим мы Вам представить лишь часть работы нашей
Страниц войны прошедшей нельзя нам забывать.
Не думайте, что просто пополнить экспонаты
Но нашей группе – поиск и это удалось!
Нет в городе музея, который так подробно
Рассматривал события суровой той войны.
Все схемы и этапы дополнят экспонаты
Которые как вещи историю хранят.
Есть подлинная книжка бойца-красноармейца,
Где в строках документа его военный путь.
Судьба не миновала жестоких лихолетий
Есть документ, что ранен знакомый наш боец.
Его парадный китель, ремень 50-х
Покажет непременно всё мужество и стать.
Куски металла острых мы до сих пор находим,
И страшно нам подумать, что цель их человек!
Мы знаем, не напрасно проделана работа
Войны страниц суровых уроки для всех нас.
Мы будем чтить и помнить, кто в семьи не вернулся
Ведь память – это совесть для каждого из нас!
Члены актива музея: Евглевская А, Войнаровская А.
Поисковая работа, с которой начиналось создание музея «Боевой Славы», на базе которого сегодня проводятся занятия, мероприятия, лекции, экскурсии стал центром работы школы для всех педагогов и обучающихся. Сегодня нет уже тех ветеранов, которые помогали поисковикам в начале их работы, нет уже и главного идейного вдохновителя создания музея – Ефанкина Бориса Федосеевича. Но краеведы навсегда увековечили их память в экспонатах музея, мультемидийных проектах, стихотворениях.
« НАШ МУЗЕЙ»
Музей наш - дело нужное , истории послушное
А главное-полезное и очень интересное
Задача цели ставит , актив их одобряет,
Исследовать подробно историю войны.
И помощь нам поспела от ветеранов смело
Один из них нам первый пример стал подавать.
Он стал наш основатель и лучший показатель
Создание музея - долг памяти отцов.
Работа закипела и развернулось дело
Вернуться в век двадцатый быть может нелегко.
Но надо нам стремиться войны великой лица
Увековечить память, долг – мужеству отдать.
Хотим мы вам представить лишь часть работы нашей
Страниц войны прошедшей нельзя нам забывать.
Не думайте , что просто пополнить экспонаты
Но нашей группе «Поиск» и это удалось!
Нет в городе музея , который так подробно
Рассматривал события суровой той войны.
Все схемы и этапы дополнят экспонаты
Которые как вещи историю хранят.
Есть подлинная книжка бойца – красноармейца,
Где в строках документа его военный путь.
Судьба не миновала жестоких лихолетий
Вот документ , что ранен знакомый наш боец.
Его парадный китель , времён 50-х
Покажет непременно всё мужество и стать.
Куски металла острых мы до сих пор находим,
И страшно нам подумать ,что цель их человек!
Мы знаем , не напрасно проделана работа
Войны страниц суровых уроки для всех нас.
Мы будем чтить и помнить , кто в семьи не вернулся
Ведь память – это совесть для каждого из нас!
Актив музея «Боевой Славы»
Основатель музея «Боевой Славы» МБОУ СОШ № 59 г. Курска
Ефанкин Борис Федосеевич
Работа ребят отмечена грамотами, дипломами, благодарственными письмами. Но сами дети говорят, что лучшей наградой служит слова благодарности их старших товарищей.
Руководитель музея «Боевой Славы» МБОУ
СОШ № 59 г. Курска, учитель истории
Жбанова Ольга Владимировна
Рисунок 115