Статья ИКТ и лего — конструирование в ДОУ


Информационно - коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в свою практическую деятельность.
Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки «Mimio».
Интерактивная приставка «Mimio» похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера.
Но главное в устройстве «Mimio» – не способ вывода информации, а возможность управлять экранным изображением. Удобство данной системы в том, что педагог или ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более эффективно управлять их вниманием.
Инновационный продукт «Mimio» позволяет, с одной стороны погрузить детей в интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, а с другой стороны, ребенок оказывается в этой среде не пассивным наблюдателем, а активным участником.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
развивающего образования;
 научной обоснованности и практической применимости;
соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей;
решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Таким образом, инновационный продукт «Mimio» соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Также в современном мире крайне актуальна ЛЕГО – педагогика.
       ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. 
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья.  Дети любят играть в свободной деятельности.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Как известно, применение ЛЕГО способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Основные принципы:
-доступность и наглядность
-последовательность и систематичность обучения и воспитания
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.
Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.
Ассортимент лего разнообразен: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.
Дети начинают заниматься ЛЕГО - конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. 
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В нашем детском саду в настоящее время функционирует «ЛЕГО - комната».
Мы активно используем инновационные продукты «Mimiо» в тесной взаимосвязи с лего – конструированием, что позволяет в простой и интересной форме строить процесс обучения детей. Каждое занятие погружает детей в новую среду, перемещает их в другое место, позволяет им фантазировать и реализовать свои творческие идеи.
На каждую неделю разрабатывается проект по определенной лексической теме. Данные проекты используются как элемент непосредственной образовательной деятельности (логическая игры, игры на развитие памяти и внимания, игры на различные классификации, проведение физкультурной минутки и т. д.).

На основе взаимосвязи ЛЕГО – конструирования и продуктов «Mimiо» - технологий осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО - конструирование и продукты «Mimio».
Образовательная область Область применения ЛЕГО -конструирования и продуктов «Mimio», в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие ЛЕГО и продукты «Mimio»:
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие ЛЕГО:
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО -конструктора.
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Продукты «Mimio»:
Развитие способности формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические представления.
Речевое развитие ЛЕГО и продукты «Mimio»:
Работа на логопункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО -конструктора.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.
Продукты «Mimio»:
Возможность рассматривания большего числа граней предмета или явления улучшает понимание и запоминание явлений;
Создание условий для всестороннего художественно-эстетического развития детей.
Поддержание увлечения детей различными видами художественно-творческой деятельности.
Физическое развитие ЛЕГО:
Координация движения, крупной и мелкой моторики
Продукты «Mimio»:
Развитие мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие речи детей;
Интерактивные технологии «Mimio» позволяют создавать постройки в другой плоскости, осуществлять работу по схеме, анализировать постройки и т.д.
Пример игр: «Найди лишнюю деталь», «Найди одинаковые детали», «Закончи постройку», «Построй также», «Исправь ошибку, что перепутали строители» и т. д.
Данные игры помогают детям лучше ориентироваться в многообразии деталей лего, находить компромиссы (подбирать взаимозаменяемые детали).


Также, интерактивные игры, созданные при помощи технологии «Mimio» развивают нравственные качества личности (доброту и отзывчивость, вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность и т. д.) через решение проблемных ситуаций, поставленных перед ними педагогом.
Используя проблемные ситуации у детей развиваются мыслительные операции, внимание, память, дети самостоятельно находят пути для решения трудных задач.
Примеры ситуаций: На поляне гуляют домашние животные. Раньше у них был дом, они жили на ферме, но она стала старая, ветхая и разрушилась, теперь у них нет дома. Что же делать?
Оборудование: интерактивная доска «Mimio», задание на повторение названий домашних животных, на классификацию животных, голоса животных «Узнай чей голос» и т.д.
Лего: наборы домашних животных, большие панели, конструктор различных цветов, различной формы и размеров, хозяйственный инвентарь, муляжи овощей и фруктов и т. д.
На основе взаимосвязи ЛЕГО и «Mimio» – технологий процесс обучения не теряет эффект новизны, каждое занятие, превращается в увлекательную игру (путешествие), в течение которой дети получают новые знания и умения. Каждая игра имеет свой сюжет, развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение и реализуют свои творческие замыслы.