Статья «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы»
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Дятлова Н.И, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г. Усолье-Сибирское
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребенка, процессу его самореализации. Это предполагает знание педагогом принципов развивающего обучения, включая владение специальными умениями применения дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты).
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.
В своей практической работе ориентируюсь на группы учащихся, которые на уроке представлены разными учебными возможностями.
В отдельную группу выделяю учеников с устойчивой высокой успеваемостью, имеющих достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способных обобщать, анализировать. Работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Содержание данного обучения сопровождается с выходом за рамки изучения традиционных тем. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способом и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса.
Стимулирование личностного развития учащихся должно проявляться в использовании оригинальных объяснений, в пересмотре имеющихся сведений, в поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что, в конечном счете, способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. На помощь в такой работе приходят вопросы и задания олимпиад по русскому языку разного уровня сложности по основным разделам изучения языка для учащихся 5 - 11 классов, задания из конкурсов по языкознанию, например, из «Русского медвежонка».
Использование дифференцированного подхода в учебной деятельности одарённых детей способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
подготовка презентаций;
создание и защита проектов по теме исследования;
организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара; развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях. Работая над различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром, равняются на эти произведения.
Культуру ведения диалогов можно развивать с помощью инсценировки. Мои ученики представляли отрывоки из произведений И.С.Тургенева, «Муму», Н.В. Гоголя «Ревизор» ,А.П. Чехова, «Злоумышленник», «Толстый и тонкий». Ребята решили, что главное в ходе инсценирования – речь и язык героев.Одной из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, в том числе и видеовопросы и задания, составляют интересные кроссворды.
Надо учить ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.