Конспект урока по музыке в 6 классе на тему: Могучее царство Шопена
План - конспект урока музыки в 6 классе
Тема урока: «Могучее царство Ф. Шопена».
Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.
Задачи урока.
Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;
развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо – гармонический слух, певческие навыки;
воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано.
Ход урока:
Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент «Баллады g – moll». Приветствие!
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, под музыку какого композитора вы вошли в класс?
Ученики: Под музыку польского композитора Ф. Шопена.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.
Сообщение биографических данных.
Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная
культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.
Исполнение – «Жаворонок» (польская народная песня).
Учитель: Ребята, давайте, и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте (исполнение песни учителем) О ком эта песня?
Ученики: Эта песня родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.
Учитель: Как исполняется песня?
Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.
(Исполнение песни)
Слушание – «Вальс a – moll» и «Вальс Es – dur» Шопена.
Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.
Звучат два вальса.
Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?
Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.
Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень – очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, - очень лиричный.
Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».
Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?
Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.
Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».
Слушание – «Вальс сis – moll» и «Вальс Es – dur» Ф. Шопена.
Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?
Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.
Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.
Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».
Слушание – кода «Баллады g – moll».
Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?
Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.
Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фредерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.
Итог урока.
Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?
Оценка работы класса .
Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.
15