Повторение и обобщение знаний о глаголе как части речи
Урок русского языка в 4 классеТема: Повторение и обобщение знаний о глаголе как части речи. Употребление в речи глаголов- синонимов, глаголов- антонимов.
Цель: 1.Закрепить знания учащихся о части речи –глагол.
2.Повторить морфологические признаки глагола.
3.Закрепить навык правильного употребления глаголов-синонимов и глаголов- антонимов в речи.
4.Совершенствовать умения учащихся в написании «Диаграммы Венна».
5.Развивать интерес к предмету.
6.Развивать навыки рефлексии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Ход урока:
1.Организационный момент.
а).Загадывание загадки:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Иль забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам…
б).Объявление темы урока.
2.Актуализация опорных знаний о глаголе
а).Стратегия «Корзина идей».
Называют все морфологические признаки глагола и дают им характеристику.
24604901338688спряжение
00спряжение
4056069336469что делать? что сделать?
00что делать? что сделать?
-126824657483предмет
00предмет
1507422628299действие
00действие
40366141809101сказуемое
00сказуемое
4425720719604подлежащее
00подлежащее
21689032217663число
0число
5054741692370род
00род
9363855791склонение
00склонение
4678639-136430время
00время
left-136430вид
00вид
б).Игра «Восстанови текст»
Вспомним отрывки из произведений А. С. Пушкина, который любил это прекрасное время года -зиму, и посвятил ему великолепные произведения.
Буря мглою небо…
Вихри снежные…
То как зверь она …
То …как дитя.
Вот север тучи …,
…,…,
И вот сама
… волшебница-зима.
3.Мини-сочинение на тему «Зима».
Сегодня я вам предлагаю стать на мгновение писателями . Ваша задача используя глаголы написать несколько предложений о зиме.
Посмотрите и выберите вариант по своим силам.
Вариант 1. «Пишу сам (а)»
Вариант 2. «Прошу маленький SOS ». (слова помощники).
Вариант 3. «Прошу большой SOS» .(речевые клише).
Проверка: чтение 3 рассказов по выбору.
-7980331108710Синонимы слова близкие по лексическому значению
00Синонимы слова близкие по лексическому значению
24407781088390Антонимы слова противоположные по лексическому значению
00Антонимы слова противоположные по лексическому значению
11377701021161слова одной части речи лексика
00слова одной части речи лексика
4.Составление «Диаграммы Венна». (Вспомнить что такое синонимы и антонимы и установить их сходство и различие).
5.Работа в группах:
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам.
Проверка, оценивание работ.
6.Выполнение заданий в группе:
1.группа:
Подбери к словам антонимы.
ругать-…защитить-…
спешить.-…темнеет-…
сооружать-…брать-…
2.группа:
Замени подчеркнутые глаголы синонимами.
Пришла снежная зима. Выпал пушистый снег. Снегопадом занесло дороги. Под ногами скрипит белоснежный снежок.
Деревья одеты снежным одеялом. Замерзли реки.
3. группа: Замени фразеологизм одним словом . Бить баклуши… Задирать нос…
Клевать носом…
Зарубить на носу..
Водить за нос…
Разводить руками…
6.Итог урока.
Выставление поурочного балла.
7.Рефлексия
Зачем я должен(а) учить глаголы…
8.Дача домашнего задания.
Выписать из художественного текста 10 глаголов; определить время, вид, спряжение.