Конспект урока музыки в 6 классе Образы птиц в музыке


Урок музыки в 6 классе
Тема урока: Образы птиц в музыке
Цель урока:
1.Воспитывать в учащихся понимание чувства прекрасного в музыке, природе, народном творчестве на основе принципа их единства.
2.Воспитывать в учащихся любовь к природе.
3.Познакомить учащихся с музыкальными образами и голосами птиц с помощью муз. произведений .Задачи:
• Образовательные: Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
•Развивающие: Расширять кругозор учащихся, содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, эмоциональной отзывчивсти, развивать умение анализировать произведение; творческое музыкальное мышление учащихся, познавательной активности, вокально-хоровые навыки, прививать интерес к классической музыке;
•Воспитательные: Воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение, воспитание любви и уважения к природе, животным и птицам, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма урока: урок-викторина
Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, сравнение.
Оборудование и материалы:
Интерактивное оборудование,
фортепиано,
« зерна»(призы)
Компьютерная презентация;
Картинки с изображением птиц;
Изображение музыкальных инструментов;
Словарь эстетических эмоций;
Средства музыкальной выразительности;
Портреты:
П.Чайковского; К.Сен-Санса; И.Дунаевского; А.Пахмутовой; М.Глинки; Л.Даккена; А.Алябьева; А.Павловой; Е.Крылатова.
Репродукции:
Аполлон; Михаил Врубель - «Царевна-Лебедь»; Пабло Пикассо-Голубь мира
Музыкальный материал:
Л.-К. Дакен «Кукушка»; М. Глинка «Жаворонок»; П.Чайковский «Песня жаворонка»;
П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»; А.Алябьев «Соловей»; И.Дунаевский «Летите, голуби… »; К. Сен-Санс « Лебедь» из сюиты „Карнавал животных»; А.Павлова «Умирающий лебедь» (балет М. Фокина); Е.Крылатов «Дети солнца».
Ход урока:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Ребята входят под музыку «В мире животных».
II.Основная часть.1.Введение в тему урока.
Тему урока подскажет эпиграф:
Отворите окна, отворите,
... птиц в сердца свои пустите...
И слова любви для них найдите.
В. Степанов
Тема: «Образы птиц в музыке».
2. Изложение нового материала.
Птицы - необыкновенные создания Творца…Они могут то, чего не могут люди.
-?
-Они могут летать!
Может поэтому про них сложено так много песен, стихов, написаны картины. Птицы -источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Они создали замечательные произведения, о них и будет наш сегодняшний разговор. Мы узнаем о птицах что-то новое и поделимся уже имеющимися у нас знаниями.
3. Определение целей и задач.
Сегодня мы будем соревноваться и стремиться победить. А за правильные ответы –получим вкусные «зерна»!
1 - команда «Лебеди»,
2– команда «Жаворонки»,
3– команда «Соловушки»,
4 – команда « Голуби».
У команды должен быть капитан. Представьте нам своих капитанов.
Арбитром соревнований будет______________.
4.Конкурс капитанов.
На время нужно расшифровать фамилии композиторов, которые обращались к образам птиц:
ВАЙСКЙЧОКИ (Чайковский)
ДУСНАВИКЕЙ(Дунаевский)
ЕСН-НСТА (Сен-Санс)
АМОВПУТХА(Пахмутова)
5.Разминка.
1-Песни о птицах (напеть).
2-Пословицы,поговорки,загадки.
6.Представление команды (Д-з).
Лебедь — Птица благородная, гордая, мудрая. Она символ красоты, любви. Бывают лебеди белыми, чёрными. Гнёзда у лебедей в густых камышах озёр. Некоторые народы считают, что человек произошёл от лебедя. Лебедь- самец, когда теряет любимую, взлетает высоко в небо и складывает крылья, разбиваясь насмерть, потому что не может без неё жить. Охота на лебедя запрещена.
Жаворонок- эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Ничто не сравнится с веселым и радостным пением жаворонка. Эти перелетные птицы ранней весной, когда еще не везде сошел снег, сообщают нам своей завораживающей трелью, что зима закончилась и в свои права вступает весенняя пора. Быстро взлетая вверх, размахивая своими небольшими крылышками, жаворонок так же незаметно исчезает в высоте, как и появляется, лишь повсюду слышна его звонкая, ни с чем несравнимая песня. Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. Это истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку — это лес.
Соловей-На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.
Не случайно и сейчас, когда хотят отметить мастерство и красоту голоса певца, говорят: «Поёт как соловей!».
Голубь – символ мира.
Голубь – знак хороших новостей, ведь именно он известен со времен появления историй о всемирном потопе, когда он принес на ковчег оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми.
- Существует легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме Бога Войны- Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
-Голубь мира - выражение, получившее популярность после второй мировой войны, когда начал свою работу Всемирный конгресс сторонников мира, который проходил под девизом : «Защита мира- дело всех народов мира».
Для этого нужна была эмблема, и нарисовать ее попросили великого Пабло Пикассо, гениального испанского художника. (Репродукция картины Пикассо)
Это белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Голубь, как нельзя лучше выразил стремление к полету, к свободе, к миру.
7.Угадайка
1.Л.-К. Дакен. Кукушка (фр.комп 1694 – 1772 г.г.)
(маленькая серая птица, высокий голосок- музыка быстрая, высокий регистр и т.д.)
Инструменты: арфа, клавесин
2.М. Глинка. Жаворонок Романс
3.Чайковский- Песня жаворонка Пьеса
4.Чайковский.Танец мал.лебедей Балет
5.Алябьев. Соловей Романс
6.Дунаевский «Летите, голуби, летите… » Песня
СМВ
7.К. Сен-Санс- Лебедь. Сюита „Карнавал животных” Сюита
Сюита – это цикл разнохарактерных инструментальных пьес, объединенных общим художественным замыслом.
Лебедь - необыкновенная, прекрасная, чарующая птица. Кто хотя бы раз видел эту царственную птицу, плывущую по тихой заводи, никогда не забудет ее. Что-то неземное отличает лебедя от мира пернатых.
В старые времена красивую, скромную девушку называли «лебедушкой».
В народе есть и такое выражение - « Идет, словно лебедь белая плывет».
а) Что Вы знаете о лебедях?
-Лебединая верность - преданы друг другу.
-Лебеди живут стаями, семьями.
- Лебединая песня - один раз перед смертью поют.
-Лебедь – перелётная и водоплавающая птица.
-Рождается «гадким утенком», а превращается в прекрасного лебедя.
б) Где встречаемся с образом лебедей в литературе?
О лебедях слагались легенды и сказки (слайд№12).
В древнегреческом мифе об Аполлоне - покровителе искусств, лебеди в честь рождения бога Аполлона, семь раз облетели остров, где он родился. И Аполлон в знак признательности лебедям натянул на свою лиру семь струн.
-В каких литературных произведениях встречаемся с образом лебедей?
«Гуси-лебеди», русская народная сказка.
«Царевна-лягушка», русская народная сказка.
«Сказка о царе Салтане»- сказка А.С. Пушкина, опера Н. Римского –Корсакова
«Гадкий утенок» , «Дикие лебеди»- Г.Х.Андерсен
«Лебедь, Щука и Рак»-басня И. А. Крылова.
«Не стреляйте в белых лебедей!»- повесть Бориса Полевого.
Образ лебедя не оставляет равнодушными и живописцев.
Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна-Лебедь».
Когда художник писал свою картину, он изобразил свою жену- Забеллу Врубель. Для него, любящего человека, его жена- кроткая, красивая, нежная и была образом царевны.
(показ репродукции)
Выдающийся балетмейстер Михаил Фокин в 1907 году создал знаменитый балетный номер для балерины Анны Павловой.
Хореографический образ лебедя, созданный российской балериной известен на весь мир. Исполнение этого танца является показателем высшего мастерства танцовщиц.
( показ фотографии А. Павловой в этом танце)
Балет – вид музыкального искусства, содержание которого передается с помощью музыки, движения, танца.
Когда франц. композитор К.Сен-Санс увидел танец Анны Павловой, у маэстро только и вырвалось: «Мадам, вот теперь я понял, какую прекрасную музыку написал!»
III.Физминутка:«Танец утят»
IV.Релаксация.Общение с птицами убедило учёных в том, что птичьи голоса обладают целебным воздействием на человека. Пение птиц не может оставить человека равнодушным. Оно успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад, исцеляет душу, приводит в равновесие все процессы, происходящие в его теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, то есть помогает человеку излечиться.
Птичье пение благотворно влияет на здоровье людей, их психику. Например, соловьиное пение создаёт настроение, призывает к работе. Хорошо лечит нервные расстройства и снижает головную боль. Пение жаворонков создаёт в душе радость и покой.
Учащённое сердцебиение могут снять песни - канареек, певчих дроздов, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом или чижом, помогают при раздражительности, усталости. Давайте будем лечиться и послушаем пенье птиц.
(Звуки леса - птичьи песни )V. Слушание. 1.«Просьба»- песня А.Пахмутовой и Н.ДобронравоваКак напоминание всем живущим-песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова.
О чем она? К чему взывают авторы?
2.Анализ музыкального произведения.
VI.ВХР
Вы успешно справились с заданиями и доказали, что Вы- большая и дружная стайка школьных друзей и подруг, стремитесь ввысь, навстречу Солнцу! И Пусть же в ваших сердцах всегда звучат ноты радости, света и добра! А поможет вам в этом – музыка! Всё в наших руках. Ведь Вы - ДЕТИ СОЛНЦА. Чья это песня? (Е.Крылатов)
А)Дыхательные упр.;
Б)Распевание(«Скок-скок-поскок»)…
В)Работа над песней;
Г)Исполнение.
VII. Итог урока, домашнее задание.
1.Итог.
Совсем скоро, весной 1-го апреля весь мир будет отмечать Всемирный день птиц. Он зародился в США в 1894 году, а в нашей стране – с 1924 года. Этот день напоминает людям о необходимости беречь, заботиться и охранять птиц всегда, потому что птичий мир – мир живой и очень хрупкий.
Отворите окна, отворите,
... птиц в сердца свои пустите...
И слова любви для них найдите.
В. Степанов
2. Домашнее задание:
Литераторы: Представьте, что вы музыкальные критики.
Чтобы вы написали о произведениях, звучавших на уроке? Пополнить галерею стихов о птицах.
Художники: Подберите произведения скульптуры, живописи, в которых воплощен образ птиц. Передайте образ в рисунке.
Музыканты: Музыкальные произведения, в которых воплощен образ птиц.
Птицы- символ мира. Произведения о них.