Открытый урок по музыке на тему Красота природы и правда отображения её в музыке(6 класс)
Открытый урок музыки
6 класс
"Красота природы и правда
отображения ее в музыке"
Учитель музыки
Ткачёва Ирина Викторовна
МБОУ СОШ № 2
Предгорный район ст.Суворовская
Открытый урок музыки
6 класс
"Красота природы и правда отображения ее в музыке"
Тип урока: Углубление и закрепление темы.
Цель урока: Показать, что сила музыки Н. А. Римского – Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерстве композитора.
Задачи урока:
Образовательная задача: показать, что сила музыки Н. А. Римского-Корсакова в связи музыки с природой, единстве красоты и правды ее отображения в музыке.
Развивающие задачи: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, умение аранжировывать музыкальное произведение, импровизировать;
Воспитательные задачи: прививать любовь и уважение к искусству, к природе через знакомство со сказочными образами.
Оборудование урока:
Синтезатор;
Компьютеры Macintosh;
Интерактивная доска;
Музыкальный центр;
Музыкальное произведение: сцена таяния Снегурочки из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент);
фонограмма песни: "Не отнимайте солнце у детей" из репертуара группы "Волшебники двора".
Музыкальный репертуар. Частные задачи.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Выступление детей
Слайд 5
3. Сцена таяния из оперы "Снегурочка".
- слушание;
-определение содержания и характера музыки;
- определение влияния ее на слушателей.
Мини-итог:
4. Работа с интерактивной доской.
Сольфеджио
Распевание
5. Аранжировка фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля» в программе «Garage Band 08».
6. Итог
7. Домашнее задание.
Ход урока
Вход в класс под сказочную музыку. Музыкальное приветствие
Учитель. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с1-g1).
Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1)
Учитель. Скажите, пожалуйста, ребята, как называется тема уроков музыки 3 триместра?
Дети. Красота и правда музыки
Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так: «Красота природы и правда её отображения в музыке».
Учитель. На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством русского композитора. Назовите его фамилию.
Дети: Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: Кто может рассказать о композиторе?
Учитель: Как называется опера Римского - Корсакова, с которой мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Дети. Опера называется "Снегурочка".
Учитель. ...Прочитав драматическую весеннюю сказку Островского, музыкальный кудесник открыл для себя ее удивительную поэтическую красоту. В ней он нашел своеобразный мир, навеянный «преданиями старины глубокой». Не было для Николая Андреевича лучше образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев.
Учитель. С какими героями оперы уже познакомила нас музыка?
Дети. Мы познакомились со Снегурочкой и пастушком Лелем.
Учитель. Что вы узнали о Снегурочке?
Дети. Снегурочка - дочь Деда Мороза и Весны-Красны, молодая девушка, очень веселая и игривая, сказочное существо. Она услышала людские песни, полюбила их и решила жить среди людей.
Учитель. Какой предстала перед нами Снегурочка?
Дети. Очень хрупкой, нежной, сказочной и холодной.
Учитель. Почему? Что помогло нам ее такой представить? (С помощью словаря эмоциональных терминов дети определяют характер музыки).
Дети. Музыка. Она звучала сказочно, волшебно, прозрачно. Напоминала пение птиц, а не пение человека.
Учитель. А на какую судьбы себя обрекла Снегурочка?
Дети. Снегурочка полюбила не только людские песни, но и испытала чувство нежной любви к человеку.
Учитель. Верно, но жизнь остановить невозможно: за зимой приходит весна, а за весной - лето. Дочь Деда Мороза и Весны - Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Давайте послушаем, что же произошло со Снегурочкой в конце оперы:
В ожидании прихода лета в царстве царит радость и веселье. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то мучает ее, не дает быть счастливой. Ей грустно. Снегурочка идет к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать Весна надевает ей венок, и перед Снегурочкой открывается чудесный, неизвестный мир. Снегурочка, холодное дитя природы, вдруг счастлива - она полюбила.
Царь Берендей благословляет молодые пары, которые решили пожениться. Среди них и Снегурочка со своим возлюбленным. Но вот всходит солнце, и первый летний луч падает на Снегурочку.
Звучит фрагмент из сцены таяния Снегурочки.
Учитель. Снегурочка исчезает, остается только маленький ручеек:
Какие чувства испытывала Снегурочка, прощаясь с жизнью?
Дети. Снегурочка не боится, она благодарит Мать Весну за дар любви:
Учитель. Как повлияло таяние Снегурочки на людей?
Дети. Все были удивлены, растеряны.
Учитель. Да, едва слышны слова жителей Берендеева царства, они поражены происходящим:
А на вас как повлияла эта картина таяния?
Дети. Было жаль Снегурочку, мы за нее переживали, но она была счастлива, что жила среди людей и сумела полюбить.
Учитель. Как нам это передала музыка? (Словарь эмоциональных терминов)
Дети. Музыка звучала нежно, мягко, ласково, прозрачно, взволнованно.
Учитель. Музыка оперы очень красива. Композитор, рисуя картину таяния Снегурочки, ее прощания с жизнью, восхищался ее красотою. Основная идея оперы вложена в уста мудреца - правителя сказочной страны царя Берендея:
Полна, полна чудес могучая природа,
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет, бросит
В забытом уголке цветок весенний
Задумчиво склоненный ландыш;
Серебряной росой, росою брызнет,
И дышит цветик неуловимым запахом весны. Жизнь весенней природы - сущность всей этой музыки. Снегурочка - воплощение хрупкой, преходящей красоты и скорби о неминуемой гибели. В прологе оперы композитор, большой знаток старинных обрядов, представил толпу берендеев, провожающих Масленицу как воплощение светлых воспоминаний детства о праздничных гуляниях, когда ему «случалось ежегодно видеть проводы» зимы «с поездом и чучелом».
Учитель. Как вы думаете, чему нас учит "Снегурочка"?
Дети. Опера "Снегурочка" учит нас любоваться красотой природы, музыки - красотою народных песен, человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу и чувства.
Учитель. В чем же сила музыки?
Дети. В ее красоте и правде. Музыка правдиво показывает нам природу, смену времен года, природные явления и чувства человека.
Учитель. А теперь проведем музыкальный диктант. Прослушайте и назовите произведение.
Дети: Произведение называется «Два веселых гуся».
Учитель: Запишите произведение на доске.
Учитель: А теперь давайте пропоем это произведение.
Учитель: А сейчас ребята, мы с вами будем работать в группах. 1 группа – композиторы, а 2 группа интеллектуалы. (Для 1 группы – задание: фрагмент из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля», нужно аранжировать, для 2 группы – викторина).
Учитель: Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.
Учитель. С творчеством, какого композитора мы познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством Н. А. Римского – Корсакова.
Учитель: С каким произведением мы закончили знакомство?
Дети: С оперой Н.А. Римского Корсакова "Снегурочка".
Учитель: В чем сила этой сказочной музыки?
Дети: В ее красоте и правде.
Учитель. Что понравилось на уроке? (ответы детей)
Учитель: Домашнее задание: провести исследование по местам путешествия Н. А. Римского - Корсакова.
Викторина «О музыке»
Вопросы:
1.Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса? (Инструментальная)
2.Какую музыку называют вокальной? (Музыку, предназначенную для пения)
3.Как называются люди, создающие музыкальные произведения? (Композиторы)
4.Сколько групп музыкальных инструментов существует? (Пять)
5.Как называется большой коллектив певцов? (Хор)
6.А музыкантов-инструменталистов? (Оркестр)
7.Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»? (Опера)
8.Какой музыкальный инструмент является самым большим? (Орган)
9.Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»? (русский композитор Петр Ильич Чайковский)
10.Как называется музыкальное вступление к опере, балету, оперетте? (Увертюра)
11.Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С.С. Прокофьев? ("Петя и Волк")
12.Тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто – что это? (Виды мужских и женских голосов)
13.Как называлось содружество русских музыкантов – композиторов, куда входил Римский - Корсаков? («Могучая кучка»)
14. Расставьте правильно, кому принадлежит произведение:
«Снегурочка» П. Чайковский
«Иван Сусанин» С. Прокофьев
«Евгений Онегин» Н. Римский – Корсаков
«Война и мир» М. Глинка
Литература и ресурсы:
Music.UfaNet.ru - Н. Римский-Корсаков. Полна чудес могучая природа.
Музыка. Поурочные планы. (по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева) 6 класс
www.shkolnymir.info
http://100oper.nm.ru/086.html фото
www.zateevo.ruматериалы журнала «Мурзилка» №12 2003