Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)
Задачи для учащихся:
1.Знать композиционные части сказки.
2.Научиться находить их в тексте.
3.Составлять сказку по композиционным частям.
Предполагаемые результаты:
1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.
2.Умеют находить композиционные части в тексте.
3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
1.Психологический настрой на урок.
Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.
Вопросы после просмотра:
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?
2.Формирование групп.
Учитель назначает командиров групп:
-Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.
-Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.
Повторение правил работы в группах.
4.Целеполагание.
Учитель.
- Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)
1.
Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.


2.
Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.


3.
В сказках есть присказка, зачин и концовка.








Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:
«!» – знаю, согласен;
«-»-не согласен;
«+»-интересно и неожиданно;
«?»- не знаю, хочу узнать.
После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:
-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»
-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.
-Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.
-С какой целью вы хотите это узнать?
-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.
-Запишем тему урока в тетрадь.
II. Операционный этап.
1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».
Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)
1 вариант
Имя_________
1)Ой ду-ду! На дубу
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса.
2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
-Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.


КОНЦОВКА



ПРИСКАЗКА



ЗАЧИН

2 вариант.
Имя_________
1) А в лесной избушке
Затопилась печь –
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай.
2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат
3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.


КОНЦОВКА




ПРИСКАЗКА




ЗАЧИН


















2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)
-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)
-Чем сказка отличается от рассказа?
-В рассказе нет присказки, зачина и концовки.
-По каким признакам мы отличаем сказку?
-Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.
3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)
-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.
Карточки:


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.
6.Закрепление изученного материала.
Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)
1 уровень.
Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.
И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку Она и не заметила, как растаяла вся Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.
Карточки с разрезанным текстом.
Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: - Приходите вы, белянки, ко мне на войну! Отказалися белянки: - Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну! - Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики: - Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну! - Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки. - Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну! - Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки: - У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну! - Приходите, грузди, ко мне на войну! - Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!
Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)
Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.
7.Представление выполненной работы спикерами групп.
III.Рефлексия.
1.Проверка усвоения темы.
-Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.
Мини-тест.
1.Присказка
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
2.Зачин
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
3.Концовка
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.





2.Проверка.
- Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)
Поставьте оценку в свой тест.
Если:
все ответы верны – смайлик «улыбается»
один, два ответа не верны – смайлик «грустный»
3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал..
Было интересно..
Было трудно.
Я выполнял задания..
Я понял, что.. Теперь я могу.
Я почувствовал, что.
Я приобрёл.
Я научился.
У меня получилось
4.Домашнее задание.
-Повторить правило на странице 39-40.
-Читать страницы 40-48 сказку «Сивка-бурка», разделить сказку на композиционные части.
-Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.









содержание

зачин

концовка

Присказка

концовка

содержание

зачин

Присказка