Урок литературы в 7 классе Поэтика степи


Поэтика степи
Сабақтың мақсаты
Цель урока:
Расширить знания учащихся о художественном образе и художественном пространстве. Показать все многообразие степного пространства; усвоить: степь в искусстве – это статическая открытая пространственная картина природы, вбирающая в себя образ флоры, фауны, образы-звуки, образы-запахи и другие образные ряды. Проанализировать стихотворения А Фета, И.Никитина, П.Васильева, фрагмент рассказа А.П.Чехова; сравнить образы, представленные авторами, и те чувства, которые вызывает у них образ степи;
Развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства, выразительно читать и анализировать стихотворения; развивать творческие способности учащихся;
Воспитывать интерес к искусству слова.
Сабақтын түрі
Тип урока: комбинированный
Әдісі
Методы: словесный, иллюстративный
Оборудование: презентация, аудиозаписи, видеофрагменты
Сабақтың барысы
Ход урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Каждый человек, рожденный на земле, делает для себя ежеминутно, ежечасно, ежедневно массу открытий: солнце греет, трава зеленая, весна сменяет зиму, добро побеждает зло. Наверное, и вам приходилось открывать для себя что-то необычайно интересное и удивительное. Вот и сегодня я приглашаю вас в мир открытий.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Степь… (видеофрагмент)
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень…
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор.
Она без конца и края, ровная, раздольная, волнистая,  холмистая...
Степь, словно живое существо, меняет свой облик. Для нас образ степи – это образ родной земли. Мы видим ее, когда она только просыпается после зимнего оцепенения и наполняется богатством красок и звуков, и сопоставима с морем по бесконечности и волнующему колыханию трав, когда жаркий полуденный зной горячит воздух, а к вечеру наступают прохлада и отдых. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла строку из стихотворения М.Жумабаева «Степь моя, за что я так тебя люблю, и сам не знаю». А что для вас степь?
Работа с кластером
СТЕПЬ

Просмотр видеоролика о степи, чтение стихотворения:
Мечтаю в жизни я успеть,
Хоть раз один поехать в степь,
Где так светло, и горизонт
Сольется с небом далеко.
Хочу я в степь, где пыльны травы,
Где небо, словно бы из снов,
Так чисто, высоко и бледно.
И нет ни тени облаков.
В степи под ноги травы лягут,
Жестки, редки, но так сильны.
Такие вырастут и в камнях,
Но все равно растут в степи.
Многообразие жизни степи и различные ее состояния запечатлели писатели и поэты. Разные   поэты, разные писатели - разное восприятие степи.  
Прослушивание стихотворения А Фета «Степь вечером»
Работа по вопросам
- Какой мы видим степь у А.Фета?
- Выделите образные ряды, выпишите образы-переживания, образы-мысли.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
Работа с фрагментом повести А.П.Чехова «Степь»
- Если у А.Фета мы любуемся вечерней степью, то у А.П.Чехова описан один день жизни степи от восхода до заката солнца. Давайте прослушаем этот фрагмент (видеофрагмент)
-  Чьими глазами мы видим степь?
-  Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.
-   Как воспринимает степь Егорушка?
-  Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.
- Разделите текст на три части: степь утром, днем, вечером
У А.Фета и А.П.Чехова мы видим степь в разное время суток. А какой она бывает в разное время года? Какой мы видели степь осенью? Какой мы видим ее сейчас? На смену зиме придет весна и степь оживет:
Как весенней порой шумят тополя!
Ходит ветер, цветочною пылью пыля,
Все живое обласкано солнцем степным,
Пестроцветным ковром зацветает земля, - писал Абай.
Послушаем стихотворение И.Никитина «Весна в степи»
Прослушивание аудиозаписи, работа над содержанием стихотворения
- Какой вы представили Никитинскую степь? Какое настроение вызвало у вас это описание? Какие чувства вы испытали при прослушивании?
- Какие образы, кроме Степи, есть в произведении?
- Найдите и запишите слова и выражения, характеризующие каждый поэтический образ. К чему призывает И.С.Никитин «степь широкую»?
- Как вы понимаете выражение «Уберись в цветы»? Замените глагол другими словами, близкими по значению.
- «Пробудись!» В прямом или переносном значении употребляется это слово? Можно ли назвать его образным? Какие ещё образные слова использовал И.С.Никитин в этом стихотворении?
10. Сегодня мы открыли для себя мир степи: яркий, красочный, полный жизни. Да, степь разная: только пробуждающаяся после зимы, сухая, жаркая, выжженная, степь «русская» и «казахская», дневная и вечерняя, но в ней – века седых предков, в ней – жизнь всего народа. Доказательством этого служат строки стихотворения П.Н.Васильева. (чтение стихотворения)
11. Итог урока. Рефлексия. Синквейн «Степь» А сейчас подведём итоги нашего урока. Понравился ли вам урок? Что заинтересовало вас? Над чем заставило задуматься? Хочется вернуться к нашему эпиграфу и закончить урок строчками из стихотворения М.Жумабаева
12. Домашнее задание: творческое задание №2 стр.171