Урок знания. Правописание приставок пре- при- (6 класс)

1
Тема урока: Правописание приставки при-
Цели урока:
1. Образовательные: знать о написании слов с приставкой при- со значением «присоединения», «добавления к чему-либо», «нахождения вблизи чего-либо», «неполного действия»;
2. Развивающие: уметь самостоятельно определять тему урока, выполнять познавательные задачи; развивать творческие способности учащихся;
3. Воспитательные: уметь работать в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: исследовательский (организация самостоятельной, творческой деятельности).
Оборудование: ИКТ, карточки.

Ход урока
1.Чтение учителем стихотворения о правиле написания приставки при-

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишем ПРИ- несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.

Учитель задаёт учащимся вопрос после прочтения стихотворения « Какую тему сегодня на уроке мы будем рассматривать?».
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: «Правописание приставки при -»

Далее на экране появляется данное стихотворение и учащимся дается задание найти все слова с приставкой при- и определить значение.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, 1) Приставка ПРИ- придаёт
Космонавт прилетел из Вселенной – словам значение
В словах придёт, прилетит, приплывёт (приближение)
Пишем ПРИ - несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо, 2) Приставка ПРИ - придаёт
Приклеил, пришил умело – словам значение
Пишем мы ПРИ -, говоря обо всём, (присоединение)
Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил, 3) Приставка ПРИ - придаёт
Пригорело – не значит сгорит. словам значение
Помни – что сделано, но не совсем, (неполное действие)
Пишем с приставкой ПРИ -.

Вывод учащихся: Правописание зависит от значения слова.


Рефлексия

Работа в группах
Учащиеся распределяются на 4 группы. Каждой группе дается в конверте одинаковый набор слов: приморский, пришкольный, прибрежный, приусадебный, привокзальный, придорожный; приклеить, пришить, привязать, приколоть, прибавить, прибить (гвоздь); прибежать, прилететь, прискакать, прийти, приплыть, приблизиться; присесть, прилечь, приоткрыть, привстать, пригореть, прикусить; природа, привет, причина, приключение, пример, приятный, прилежный.
1 группа – найти слова со значением «приближение»;
2 группа – найти слова со значением «присоединение»;
3 группа – найти слова со значением «неполное действие»;
4 группа – найти слова со значением «близость к чему-либо».

После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и, прикрепляя слова, комментирует свой ответ. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Создание проблемной ситуации.

В каждом конверте есть слова, которые не соответствуют данному правилу: привет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный.

Учитель ставит проблемный вопрос: Что это за слова?
Варианты ответов учащихся.
На экране появляются данные слова.
привет
пример
природа
причина
приключение
прилежный
приятный

Учащиеся вслух прочитывают их и самостоятельно делают вывод: В этих словах при не является приставкой. Правописание данных слов необходимо запомнить.

Творческое задание.
Написать небольшой рассказ, используя данные слова.
Проверка творческого задания.
Заключительная часть урока.
Подведение итогов.







































Урок № 2

Тема урока: Правописание приставки пре-

Цели урока:
1. Образовательные: знать о написании слов с приставкой пре - со значением «очень», «пере»;
2. Развивающие: уметь самостоятельно определять тему урока, выполнять познавательные задачи; развивать творческие способности учащихся;
3. Воспитательные: уметь работать в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала
·.
Методы обучения: исследовательский (организация самостоятельной, творческой деятельности).
Оборудование: ИКТ, карточки.
Ход урока
Чтение учителем шуточного стихотворения А.Каютиной о приставке пре-

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель,
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».


Учитель после прочтения стихотворения задаёт учащимся вопрос «Вы догадались, какую тему сегодня на уроке мы будем рассматривать?».
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: «Правописание приставки пре -»

Далее на экране появляется данное стихотворение и учащимся дается задание найти все слова с приставкой пре- и определить значение.

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой, Значения приставки ПРЕ-
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель, 1) = очень
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-. 2) = пере
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».



Работа в группах

1 группа - заменить словосочетания словами с приставкой пре-

Очень странный случай –
Загородить дорогу –
Насытиться чем-либо с избытком –
Слишком увеличить –
Очень старый человек –
Одолеть все трудности –

2 группа - заменить слова антонимами с приставкой пре-
безобразный –
очень милый –
очень добрый –
очень скорый –
начать-
3 группа – заменить выделенные словосочетания синонимичными словами с приставкой пре- при-
Мне подарили очень хорошенького ( ) и очень забавного ( )
щенка. Назвали мы его Ужиком. Щенок очень привязался ко мне. Если я уходил в комнату, чтобы ненадолго сесть ( ) в кресло и почитать книгу, он слегка открывал ( ) дверь и звонко лаял.
Но к коту Ваське Ужик относился очень скверно ( ). Он не давал ему даже на короткое время лечь ( ) на подоконнике – любимом месте Васьки. Слегка поднявшись ( ) на задних лапах, щенок ухитрялся спихнуть кота, хотя тот в таких случаях очень сильно ( ) царапался.

После выполнения задания представитель каждой группы выходит к доске и, прикрепляя слова, комментирует свой ответ. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.



Творческое задание
Составить небольшой рассказ, используя слова с приставками пре- при-


Заключительная часть
Подведение итогов урока.
Вопросы:
1 группа составляет вопросы по пройденной теме
2 группа отвечает на них.






Список используемой литературы.
Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2001 г.

































приморский
пришкольный
прибрежный
приусадебный
привокзальный
придорожный
приклеить
пришить
привязать
приколоть
прибавить
прибить (гвоздь)
прибежать
прилететь
прискакать
прийти
приплыть
приблизиться
присесть
прилечь
приоткрыть
привстать
пригореть
прикусить
природа
привет
причина
приключение
пример
приятный
прилежный
















































13PAGE 15


13PAGE 141115





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

ул. Молодежная, д. 9, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

тел./факс (34940) 2 34 09, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Номинация
«Урок знания»


Направление – русский язык
Тема урока «Правописание приставок при- пре-»
6 класс





















Петрухина М.А., учитель русского языка и литературы.



Приставка ПРИ15