План урока по изо 4 класс на тему Страна восходящего солнца
Страна восходящего солнца.
Урок изобразительного искусства в 4 классе.
3 четверть.
Цель: Сформировать начальные представления о культуре Японии.
Задачи:
Обучающие:
Расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; дать представление об образной и смысловой стороне японской пейзажной живописи.
Развивающая:
Развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий, формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательная:
Формирование эстетического вкуса, интереса к иной и необычной художественной культуре.
УУД.
Предметные: Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
Приобретать новые навыки в изображении природы ,усвоить суть понятий «пагода», «кимоно», «хокку», «сакура», «иероглиф».
Метапредметные: Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Личностные: Толерантно принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация.
«Вишня» - японская народная песня.
Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, салфетка.
Ход урока
1. Приветствие.
-Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. И думаю что этот урок очень интересным и занимательным.
2. Сообщение темы и целей урока.
- По какой стране мы будем путешествовать зашифровано в ребусе. Отгадайте!
Сегодня мы с вами познакомимся с такой удивительной страной как Япония. Научимся рисовать по сырой бумаге. Для этого нам понадобится: акварель, гуашь, черная или коричневая, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, кисти.
3. Знакомство со страной Япония.
- Ребята, что вы знаете о стране Япония? (ответ учащихся)
-Япония (Страна восходящего солнца) - замечательная страна с богатой культурой. Это маленькое островное государство на востоке материка Евразия. Оно гораздо меньше России.
- Посмотрите на карту. Это очень маленькая страна по сравнению с нашей и расположена она на островах Тихого океана. /работа с картой/
- Японию называют «страной восходящего солнца», солнце изображено на государственном флаге Японии.
Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся узнать о традиционном искусстве Японии.
В Японии очень любят природу. Даже постройки, архитектура, очень аккуратно вписывается в пейзаж.. Японские храмы называется пагодами. А похожи они по форме и цвету на священное дерево сосну. Японцы устраивают сады камней, для нас очень необычные.
Глубоко чтут свою культуру и традиции, народные праздники.
- ребята, как называется национальный японский костюм? (ответ учащихся ) « Кимоно».
Слово « кимоно» происходит от выражения «киру-моно»- надеваемая вещь или одежда. Действительно, кимоно носили и носят мужчины и женщины, старики и дети, бедные и богатые. Для изготовления кимоно был необходим кусок ткани длиной до 11 метров, а в ширину не более 45 см.
Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают величие природы. Художники часто работают одной кистью, по шелку или бумаге. Такая живопись называется – «Нихонга».
Картина на узком свитке шелка или бумаги называется – « Какемоно»
Японский народ чутко и глубоко любит природу. Он воспел ее в поэзии , которая называется – «Хокку» - японское трехстишие.
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.»
Часто поэтические произведения дополняют живописные. Характерная особенность японского искусства - лаконичность изображения, некая скудность, гордое одиночество, незаконченность линий, все это вызывает чувство приятного удивления.
Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами.
- а какое дерево считается символом России? ( ответы учащихся) Береза.
Для японцев время цветения сакуры священно. Именно в это время поэты слагают свои хокку, художники рисуют картины. Цветение сакуры символ наступления весны, знак, что земля прогрелась и можно высаживать рис.
Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой, но и своей недолговечностью. Японцы верят, что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.
Чем еще украшали художники свои пейзажи?
Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.
Я надеюсь, что в конце урока, и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.
4. Практическая работа.
Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима – живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур японского пейзажа.
Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.
- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.
Физкультминутка.
Прекрасна народная японская музыка, легкая, передающая чарующие пенье птиц, шелест трав, звуки ручейка... Сейчас вы услышите японскую народную песню «Вишня», мы будем рисовать под ее мелодию.
А теперь нарисуем ветку сакуры.
Возьмем кисть с черной или коричневой краской.
Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сакуры. Рисуем маленькие ветки.
Затем рисуем цветы сакуры. Прорисовываем тычинки цветков.
Украсьте свои работы иероглифом, который вы выбрали.
5.Обобщение пройденного материала.
-Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?
- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
-Какое дерево является символом Японии?
-В какой технике мы сегодня работали?
6.Выставка работ
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Ребята выходят к доске и демонстрируют свои работы.