«Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию средствами субъект-субъектного взаимодействия»
«Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
средствами субъект-субъектного взаимодействия»
Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами. Каждый обучающийся имеет индивидуальные личностные и деятельностные особенности: особенности задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, а также выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается необходимость перехода от традиционной «знаниевой» к компетентностной парадигме, направленной на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина». При этом одним из требований к личностным результатам освоения образовательной программы выступает «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию». Ориентация ФГОС на становление личностных характеристик выпускника показывает востребованность ответственности как базового качества личности школьника и требует поиска действенного механизма её формирования на основе субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего активную позицию обучающегося, отношения сотрудничества и взаимного доверия, уважение личности, соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач.
Выбор темы продиктован не только требованиями государства, предъявляемыми к системе образования, но и конкретными условиями формирования педагогического опыта. Работая со старшими подростками физико-математического и естественнонаучного классов, мною выявлен низкий уровень сформированности ответственного отношения обучающихся к учению, одним из показателей которого является отсутствие у них устойчивого интереса к изучению непрофильных (гуманитарных) предметов. Нами отмечено, что у обучающихся этого возраста доминирует мотивация к учению, связанная лишь с необходимостью прохождения государственной итоговой аттестации по предмету.
Таким образом, мною выявлены противоречия между:
- потребностью общества и государства в становлении ответственной личности и низким уровнем ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности,
- осознанием педагогами необходимости формировать ответственность обучающихся к учебной деятельности и неразработанностью механизма формирования данного качества личности.
Цель – формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности.
Ожидаемый результат педагогической деятельности – личностное образование, выраженное в представлениях обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, готовности прилагать волевые усилия в достижении учебной цели, наличии мотива (желания учиться), положительном, ценностном отношении к учению, умении отвечать за действия и поступки, совершаемые в процессе учебной деятельности.
Задачи: 1) формировать представления обучающегося о себе как субъекте учебной деятельности, о своих способностях и возможностях; 2) способствовать формированию воли, положительного отношения к учебной деятельности, развитию мотивации к изучению предмета; 3) развивать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 4) совершенствовать умение осознанно регулировать собственную деятельность 5) развивать умение анализировать и оценивать свои действия и поступки.
Важным для оценки уровня сформированности ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности является подбор диагностического инструментария, что также можно определить как отдельную задачу.
Теоретико-методологическими основами методической системы являются теории: деятельности (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн); развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); субъектности (Н.М. Борытко); проблемного обучения (Ю.К. Бабанский).
Механизм формирования ответственного отношения к учебной деятельности базируется на структуре ответственности, которая определяет содержание педагогической деятельности.
Аксиологический компонент. Ведущей у старших подростков постепенно становится социально-значимая деятельность. Поэтому для формирования ценностного отношения к учебной деятельности важно включение в содержание урока социального контекста, моделирование жизненных ситуаций для того, чтобы разъяснить ученикам, что без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать информацию стать полноценным членом общества невозможно. Такой подход позволяет облегчить восприятие абстрактного грамматического материала через призму имеющегося у обучающегося социального опыта. Формированию ценностного отношения способствует применение различных приемов целеполагания (приемы «иерархия целей», «собираем предложение», «опорные глаголы», «яркое пятно» и др.), позволяющих четко определять цели учебной деятельности и порядок учебных действий по достижению цели на вводно-мотивационном этапе урока.
Результатом такой работы станет ценностное отношение к учебной деятельности, выраженное в понимании важности и обоснованности изучения учебного материала.
Эмоционально-волевой компонент. Для формирования ответственности к учебной деятельности необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Для этого подросток должен быть мотивирован не только результатом, но и содержанием учебной деятельности. Поэтому считаю важным выстраивать урок с использованием приемов, направленных на удовлетворение познавательной потребности (проблемное обучение – создание проблемных ситуаций, ситуаций-затруднений, ситуаций-открытий, ситуаций познавательного спора, исследовательского характера). Логика решения такого рода заданий должна быть следующей: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, составление и реализация плана решения, проверка результата. Разработанные авторские задания с опорой на региональный фольклорно-этнографический компонент способствуют развитию познавательного интереса учащихся при изучении предмета.
Операциональный состав действий при решении заданий вариативен (задания на классификацию, анализ, обобщение, редактирование текстов, исправление ошибок и т.д.). В процессе их выполнения совершенствуются познавательные УУД (логические, общеучебные, постановка и решение проблемы).
У обучающихся естественно-математических классов положительные эмоции вызывают задания, учитывающие междисциплинарные связи с предметами, изучаемыми на профильном уровне (темы для исследовательской работы «Числовая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – для учащихся физико-математического профиля, «Человек и его здоровье в произведениях русских писателей» – для учащихся естественнонаучного класса).
Положительные эмоции, сопутствующие формированию познавательных действий, вызывают различные виды поощрения (словесные – похвала за работу на уроке; пантомимические – аплодисменты одноклассников, пожатие руки; социальные – ответственное поручение; результирующие – размещение лучших работ на стенде «Лучшее от лучших», рейтинговая система оценивания и т.д.).
Для развития волевых качеств в практике работы используются карты индивидуальной образовательной траектории, которые требуют от обучающихся умений осуществлять самооценку, побуждают к проявлению самостоятельности, вырабатывают у подростков привычку сосредотачиваться, развивают умение планировать, организовывать свою деятельность (регулятивные УУД), что напрямую связано с деятельностным компонентом ответственности.
Показателем сформированности эмоционально-волевого компонента является высокий уровень волевой саморегуляции и положительное отношение обучающихся к учебной деятельности.
Когнитивный компонент.
В практике работы нами используется система дифференцированных заданий, позволяющая более продуктивно организовать процесс обучения и предоставить обучающимся возможность оценить собственные способности и возможности на основе самостоятельного осознанного выбора.
Эффектами такой работы являются не только позитивная динамика предметных результатов, но и стремление обучающихся к саморазвитию, улучшению учебных достижений.
Формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать и организовывать свою деятельность, поэтому когнитивный компонент ответственности непосредственно связан с деятельностным.
Деятельностный компонент. Формирование деятельностного компонента ответственного отношения должно происходить путем включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Важным условием является использование активных и интерактивных приемов работы (включение в структуру урока индивидуальных, парных и групповых форм работы, совместно-распределенная деятельность и т.д.), ориентированных на формирование умений совершать ответственные действия в различных видах деятельности (формируемые коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли). Важным считаю использовать формы работы, позволяющие обучающимся освоить разнообразные социальные роли (консультант, специалист, тьютор, эксперт, организатор и т.д.).
Результат – совершенствуется практическая направленность учебной деятельности (культура учебной деятельности, проектировочные и коммуникативные умения).
Рефлексивный компонент. Рефлексивный компонент ответственности особенно важен для развития у обучающихся такого важного качества, как оценка собственной деятельности и деятельности одноклассников. В урочной и внеклассной деятельности нами используются разнообразные рефлексивные приемы – таблица «ПМИ», «5 пальцев», «шесть шляп» и др.). Рефлексивные умения также развиваются при заполнении карт самооценки собственной деятельности, маршрутных листов с самооценкой и взаимооценкой.
Система работы по формированию ответственного отношения к учебной деятельности позволила достигнуть следующих результатов:
1) понимание учения как ценностной ориентации, имеющей большое значение для будущей жизни, большинством учащихся; повышение уровня мотивации и волевой саморегуляции,
2) сформированность организационных и коммуникативных умений и навыков; повышение уровня рефлексивной самооценки,
3) позитивная динамика предметных результатов.
Литература
Данилюк А.Я. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
15