План урока Художник в театре. Сценография.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99» г.Казань
преподаватель ИЗО: Саляхова Зульфия Фердинантовна
8 класс
предмет «Изобразительное искусство»
тема четверти: «Синтез искусств в театре»

Тема урока: «Художник в театре. Сценография.».

Цели урока:
Обучающие: дать представление о театре, как о синтетическом виде искусства; обратить внимание на роль театральных художников в создании спектакля; познакомить с процессом создания декораций.
Развивающие: развивать воображение, творческое мышление; интерес к предмету; совершенствовать технические умения и навыки работы с бумагой.
Воспитывающие: воспитание эмоционально-чувственного отношения к произведениям изобразительного искусства.
Задачи: определить роль художника театра в создании спектакля, выполнить эскиз декорации.
Оборудование: раздаточный материал, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Проект урока.


Этапы
урока


Деятельность
учителя


Деятельность
учеников


время

1. Организационный момент.
Сообщает цели и задачи урока, название практической работы;
напоминает правила ТБ при работе с режущими инструментами.
Узнав тему, цели урока определяют для себя «предполагаемую» оценку.
1мин.

2. Самостоятельная работа: изучение нового материала
выполнение практической работы.
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Самостоятельно изучают новый материал, выполняют практическую работу, в случае необходимости консультируются с учителем.
40 мин.

3. Закрепление материала урока.
Организует обсуждение согласно вопросам.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
2 мин.

4. Рефлексия.
Кратко анализирует «карту достижений».
Сравнивают «предполагаемую» оценку и оценку «за урок».
1 мин.

5. Индивидуальное домашнее задание.
Сообщает домашнее задание.
Получают индивидуальное задание на дом.
1 мин.


Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Самостоятельная работа:
изучение нового материала (прочитать конспект, найти ответы на вопросы - «3»);
практическая работа «Волшебный лес» (выполнить эскиз декорации:: нарисовать
элементы - «4», вырезать и склеить элементы - «5»).
Критерии оценки: правильное выполнение приемов работы, объем и качество законченной работы.
3. Закрепление материала урока.
4. Рефлексия.
5. Индивидуальное домашнее задание: придумать эскизы животных для «Волшебного леса».


Сценография.
Театрально-декорационное искусство.

Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.
Театральная сцена – это площадка, на которой происходит театральное представление.
Сценический образ - в широком смысле - эстетическая категория; особая специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Сценический образ - в узком смысле - конкретное содержание картины жизни или характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.
Оформление спектакля - организация всех внешних средств сценической выразительности:
- придающих спектаклю определенную форму;
- способствующих раскрытию идейного содержания спектакля;
- усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
- определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят:
- декорация;
- театральный костюм;
- грим;
- бутафория;
- реквизит;
- световое и шумовое оформление; а также
- музыкальное оформление.
Театральный макет фр.Maquette, от итал.Macchietta - набросок
Театральный макет - модель, воспроизводящая в масштабе.
- пространственно-декорационное решение спектакля; и
- фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный макет:
- наглядно показывает композицию сценического пространства;
- используется для планировки мизансцен;
- позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
- служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр.
Макеты бывают:
- рабочие, без отделки и деталей;
- выставочные, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.
Театрально-декорационное искусство - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя. Элементами декорационного искусства являются костюмы, маски и т.д.
Декорация от лат.Decoro – украшаю.
Декорация - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация создается с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и других художественно-выразительных средств.
Художник-декоратор – это театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Художник-бутафор - театральный художник, отвечающий за изготовление эскизов бутафорских изделий, реквизита.
Реквизит от лат.Requisitum - необходимое
Реквизит - в театре - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм (зонт, портфель и т.п.)
Художник-гример - театральный художник, создающий оригинальный авторский грим в соответствии с замыслом художников-постановщиков.
Грим фр.Grime, от итал.Grimo – морщинистый.
Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Пастижер - специалист по изготовлению париков, накладных усов и бород.
Художник-модельер театрального костюма - театральный художник:
- исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также
- контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.
Театральный костюм от итал.Costume – обычай.
Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической.
Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.
Художник-скульптор - в театре - художник, создающий по эскизам художника-постановщика элементы объемно-пластического оформления спектакля.
Художник-скульптор непосредственно исполняет детали оформления спектакля, готовит формы для отливки, маширования, чеканки и прочих способов изготовления деталей оформления спектакля другими исполнителями.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы:

Что входит в оформление спектакля?
Кто создаёт театральные костюмы?
Как переводится с латинского реквизит?


Контрольные вопросы:

Как называется искусство создания зрительного образа спектакля?
Чем дополняется театральный костюм?
Как переводится с латинского декорация?


Контрольные вопросы:

Как называется площадка, на которой происходит театральное действие?
Кто в театре изготовляет парики?
Как переводится с итальянского костюм?


Контрольные вопросы:

Какими бывают театральные макеты?
С помощью каких художественно-выразительных средств создается декорация?
Как переводится с итальянского грим?
15