Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Правописании приставок пре- и при-. Обобщение»

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Правописании приставок пре- и при-. Обобщение»
Цели:  - совершенствовать знания учащихся о правописании приставок; - развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по правописанию приставок; - воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю; - развивать творческую активность.  -развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями; - воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.  Методы:  - по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;  - по степени активности учащихся: конструктивные, творческие; - по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ; - стимулирования и мотивации: познавательные, социальные: адаптация в социально-информационной среде, эмоциональные; - мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;  - контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль; - по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.  Средства обучения: урок проводится в компьютерном класс, оснащённом мультимедийной техникой. Урок сопровождается авторской презентацией.












Ход урока
I этап. Оргмомент. 
Учитель русского языка
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на уроке. Начнем с домашнего задания. Дома вы выполняли упражнение 211, которое называется «Самое важное». О чем в нем говорилось? (О характере человека). Какие это черты характера? (упорство, настойчивость). Вот и мы наш урок начнем мы с аутотренинга:
Мы умные, упорные, настойчивые, мы отлично учимся, все у нас получится!
-Надеюсь, что мы поработаем на уроке с отличным настроением.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Сегодня нам будут нужны учебники, рабочие тетради, словарики-справочники, оценочные листы, пульты системы «Вотум».

Открываем тетради, записываем дату, классная работа (слайд 1). А тему урока мы запишем позже.
Сегодня мы начнем с игры «Кто больше?» (слайд 2). Как в неё играть? Попробуйте образовать с помощью приставок несколько новых глаголов от глагола «ходить» (засекается время 2 минуты). Сколько у вас получилось? 10-15? А у меня получилось 21 слово. (слайд 2). А как вы думаете, сколько вообще приставок в русском языке? А вот лингвист Александр Николаевич Зайцев набрал целых 120 приставок! Но в школьной программе изучают около 30-ти приставок с их вариантами.
- Давайте вспомним, на какие три группы делятся все приставки.
(ответы детей). (слайд 3)
Приставки русского языка

1. Неизменяемые приставки
2. Изменяемые приставки (на -з, -с )
3. Приставки, написание которых зависит от смысла

от-, до-, на-
рас-/раз-, ис-/из-
пре-, при-

- Приведите примеры приставок для каждой группы (слайд 3)
- Подчиняются ли приставки первой группы какому-либо правилу? (Нет, их нужно запомнить)
- А от чего зависит правописание приставок второй группы? (от соседней с приставкой согласной: если она звонкая – пишется з, если глухая – с. Но нужно помнить, что приставка с- бывает, а приставки з- не существует).
- А теперь проверим ваши знания на практике. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (слайд 4). (Дифференцированные задания по перфокартам – слабым ученикам).
Бебрежный, псадить. вораст, ижарить,, н..пилить, чремерный, ..делать, одать, на..строить, п..р..слать.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работы, сверьте со словами на экране.
- Слова каких частей речи нам встретились? (Глаголы, прилагательные, существительные). А у каких частей речи не бывает приставок? (у служебных).
- Давайте подведём итог этой части урока. Оцените свои теоретические знания и практические умения. (слайд 5)
Молодцы! Переходим к основной части нашего урока. Особую сложность вызывает правописание приставок пре- и при-. Почему? (потому что написание их зависит от значений, которые нужно знать). Последние несколько уроков мы говорили именно о них. Все мы о них узнали? Да, практически, все. Поэтому, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься в оставшееся время? (Правильно, мы повторим ту информацию, которая касается приставок пре- и при-, закрепим ваши умения правильно писать эти приставки и проверим ваши знания).
- Записываем тему урока «Правописание приставок пре- и при-. Обобщение». (слайд 6).
- Ребята, ответьте мне на вопрос: «Приставки пре- и при- это одна и та же приставка, в которой происходит чередование букв е и и, или это разные приставки?» (Разные, так как у них разные значения). Посмотрим, как вы хорошо разбираетесь в этих значениях (слайд 7). (трек из «Радио-няни») Рассказываем правило по алгоритму.
Слайд 8
(про приставку пре-)
- В рабочей тетради выполняем задание – Выборочное списывание
Выпишите только те слова, значение приставки которых объяснено верно
Премилый – очень милый;
Презрительный – с очень хорошим зрением;
Прекрасный – очень красивый;
Предельный – очень дельный
Превозносящий* – тот, кто что-то переносит
- Сделайте морфемный разбор этих слов. (у доски 1 ученик разбирает слово предельный – делается вывод, что в этом слове нет приставки пре, а корень –предель-). А значение слова «превозносящий» вы можете посмотреть в словарике в конце учебника. Что значит это слово? (от глаг. превозносить – «слишком расхваливать»).
Оцените свои знания в оценочном листе (слайд 9)

Переходим к приставке при- (слайд 10) (Ученик рассказывает правило по алгоритму).
- Итак, ребята, вы назвали три основных значения приставки при-, которые даны у нас в учебнике – приближение, присоединение, неполнота действия. Но некоторые ученые выделяют еще парочку значений. Что вы скажете о таких словах, как «придумать», «прикончить», «приручить»? Их можно объединить значением «завершенность действия» (слайд 10). А слова «приберечь», «припрятать», «присвоить» можно объединить значением «совершение действия в собственных интересах» (слайд 10). Давайте запишем их в словарик-справочник. (Поднимаю экран)
Ну что? Повторили основные значения приставки при-? Отдохнем?
Физминутка

Глазки прикроем, а теперь приоткроем. Привстанем. Приятно улыбнемся друг другу. Руками прихлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём, присядем и приостановленную работу опять начнём. (слайд).

«Немой» диктант
Нужно написать, что делает предмет, обязательно используя приставки пре- или при-
Самолетик (прилетает), кораблик (приплывает), автомобиль (приезжает). А теперь напишите, что делаю я (используете только глагол с приставками пре- или при-) – прибивает, прицепляет, примеряет, прислоняется.
- Проверим себя: во всех этих словах пишется приставка при-

- Но всегда ли, ребята, мы можем с точностью определить значение приставок пре- и при-? (Нет, не всегда). Есть слова, в которых эти приставки утратили свое значение. Поэтому, что мы должны делать с этими словами? (Учить наизусть либо посмотреть их правильное написание в словаре). А в каких источниках информации мы можем найти правильное написание слова? (интернет – википедия, яндекс словари, портал грамота.ру, словари- орфографические, орфоэпические, толковые). Есть еще один замечательный словарик Ушакова О.Л. Как писать? Пре или при? / Словарик школьника. – СПБ.: «Литера», 2007. – 64 с.
Посмотрим, насколько хорошо вы знаете словарные слова?
Словарный диктант.
- Я говорю слово или сочетание слов, а вы должны заменить их, используя словарные слова на пре-/при-.
глава государства _президент______________________________________
подарок ______презент_____________________________________
оперная певица, исполнительница главных ролей __прима______________
помеха на дороге ____преграда___________________________________
первое представление пьесы, фильма __премьера______________________
история, передающаяся из уст в уста _предание_______________________

Молодцы! Оцените себя.
(опускаю экран)
И последний пункт, о котором мне хотелось бы поговорить с вами – это слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Например, призреть – презреть (таблица омофонов с пре-, при-) (слайд 13). Как называются такие слова? (омофоны). Для правильного написания этих слов
нужно четко понимать разницу в их значениях. Таблица эта есть у вас в словарях-справочниках. Её нужно было выучить. Эти слова встретятся в итоговом тесте.

Переходим к итоговому тесту.

Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» с использованием системы «Вотум».

По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.
- Давайте подведём итог нашего урока. 
 На экране высвечивается оценочная шкала, дети подсчитывают свои результаты и выводят оценку.
В последней графе оцените, пожалуйста, степень своего участия на уроке. Перед вами гора. Нарисуйте себя на ней. Я себя нарисую на вершине горы, потому что я организовала вашу работу.
Вложите оценочные листы в свои тетради, сдайте их.
Запись домашней работы
Вконтакте или Дневник.ру найдете мою ссылку на творческие задания (решить три задания). Повторить параграфы 31-39, подготовиться к контрольному диктанту.




















ЛИСТ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________________________
ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛО МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ
Задание 
Я знаю правило
Я умею его применять 

1. Классификация приставок русского языка



2. Правописанием приставки пре-



3. Правописанием приставки при-



4. Словарные слова



Итого



Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» («ВОТУМ»)



Рефлексия



ЛИСТ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________________________
ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛО МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ
Задание 
Я знаю правило
Я умею его применять 

1. Классификация приставок русского языка



2. Правописанием приставки пре-



3. Правописанием приставки при-



4. Словарные слова



Итого



Итоговый тест «Правописание приставок пре- и при-» («ВОТУМ»)



Рефлексия





15