Разработка открытого урока по музыке на тему: В кукольном театре (3 класс)


Тема урока: В кукольном театре
Цель: заинтересовать и привлечь детей к постановочной деятельности.
Задачи:
знакомство с разновидностями кукольного театра, разновидностями театральных кукол;
развитие интереса к творческим заданиям;
развитие образного мышления, музыкальной памяти детей.
Музыкальный репертуар: Фрагмент из балета Стравинского «Петрушка», Даулеткерей кюй «Ортеке», песня «Бродячие артисты» в исполнении группы «Веселые ребята»
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, ширма, перчаточные куклы, пальчиковые куклы, кукла- картинка, пластиковые ложки, цветные маркеры.
Ход урока:
(На партах заранее разложены пластиковые ложечки и цветные маркеры). Звучит песня «Бродячие артисты».
Учитель – Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече! –Ребята, скажите пожалуйста о ком поется в этой песне?(ответы учеников) –Правильно о бродячих артистах. Стук в дверь. Появляется Петрушка :
-Я – Петрушка, ваш Петрушка!
Развеселая игрушка!
Где Петрушка, там и смех,
Я Петрушка, лучше всех.
Здравствуйте детишки!
Девчонки и мальчишки!
Всех вас видеть очень рад!
Вы узнаете меня? Я –Петрушка! Я услышал любимую песню и поэтому пришел сюда .Ой, а зачем вам ложки? Вы собрались обедать? (предположения детей). Я придумал! Давайте мы попробуем превратить наши ложки в забавные лица, для этого нам нужно расписать ложки маркерами.
(выполняют задание)
Учитель – Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
- Ребята, скажите пожалуйста, как будет звучать тема нашего урока?
(ответы учеников)
-Правильно! Речь сегодня пойдет о театре, а если точнее – о кукольном театре. А может кто-то из вас был в кукольном театре или видел представление кукольного театра? Театр- прекрасный мир! «Волшебный край!»-так называл его А.С.Пушкин. В нем все необычно: и декорации, выполненные художниками, и музыка, которая помогает нам, зрителям еще больше проникнуться в спектакль, и герои, которым всегда сопереживаешь.
Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене... (кукловод)
Учитель - Именно в кукольном театре куклами управляют люди-кукловоды.  Во время спектакля актера-кукловода не видно, но от него многое зависит: то, что кукла говорит, с какой интонацией, то, как она двигается, похожа она на живую или нет и т.д.
Стоит на сцене загражденье,
Красивое на удивленье! Умельцем сделана - не фирмой,
А как зовется? - Просто... (ширмой)
В кукольном театре ширма нужна, для того чтобы скрыть актера, и все внимание было направлено только на куклу.
Куклы появились очень давно. Еще в древности люди верили, что на небе, на земле, в воздухе, в воде живут боги и они все разные. Чтобы им молиться, люди делали больших и маленьких кукол из камня, глины, дерева или кости. Им поклонялись - вокруг них плясали, носили их на тростях, заставляли кукол открывать глаза, поднимать руки, поворачивать голову.
Со временем такие зрелища становились похожими на театральные представления, а куклы стали олицетворять не только богов, но и простых людей. И со временем в разных странах мира с помощью кукол разыгрывались сказания, легенды, народные сказки.
Специальных театров кукол раньше не было. Небольшие представления разыгрывали бродячие артисты, акробаты, кукольники, которые выступали на ярмарках, площадях, в небольших двориках. Артисты - кукольники сопровождали свои импровизированные представления музыкой шарманки.
-Ребята, а вы знаете, что Петрушка непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех, сам - же бессмертен. Далее учитель предлагает послушать фрагменты из балета И. Стравинского «Петрушка». ». После слушанья, можно обсудить характер музыки, образ озорного, всегда говорящего правду Петрушки.
Петрушка:
-Дети, давайте с вами споем мою любимую песню «Бродячие артисты», а гости наши нам помогут.
Исполнение песни.
Сейчас театры кукол существуют во многих странах. В нашей республике уже давно существует театр кукол в городе Алматы, который был создан в 1935 году. Это первый кукольный театр в истории нашей родины.
За многолетнюю историю на его сцене появились куклы всех видов: от простых тростевых до сложнейших марионеток. Театр вырастил и воспитал несколько поколений талантливых актеров, мастеров-кукольников, режиссеров, художников, многие из которых десятки лет преданны театру — кукольному искусству. Показ театров Алматы (Государственный театр кукол, Театр Сезам, Артишок, Зазеркалье).
В старину в Казахстане музыканты-домбристы привязывали к руке игрушечных животных и так получалось, что при игре на инструменте эти животные (козлята) «оживали», танцуя под музыку кюя. Таких животных называли ортеке.
Сейчас мы послушаем кюй Даулеткерея «Ортеке» и посмотрим видеоряд, а для того , чтобы имитировать стук копытцев мы будем помогать себе щелчками пальцев.
Учитель Существует 6 основных видов театра и три основных вида кукол: на нитках (их еще называют «марионетками»), перчаточные, или куклы на пальцах, куклы на тростях. Просмотр презентации «Виды кукольных театров». В театре кукол можно ставить кукольные представления и с помощью наших ложек, с которыми мы работали в начале урока.
Домашнее задание у вас будет творческим: нужно придумать образ для наших ложек и изготовить для них костюм.
Петрушка: Ребята у меня для вас сюрприз. Мои помощники приготовили разные виды театров и сейчас мы их посмотрим.
Дети показывают свои театральные постановки.
Учитель- Спектакль окончен. Видеть странно, Как из-за ширмы, все в огнях, Встают артисты-великаны, Держа артистов на руках.
Учитель - Какая самая лучшая награда для артиста?
Учащиеся  - Аплодисменты зрителей.
Учитель - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
(аплодисменты )Учитель - Что нового узнали на уроке? Чем запомнился урок?
(ответы учащихся)
Учитель : А теперь на стикерах выразите свое эмоциональное состояние от урока и подарите его Петрушке.