Спортивные игры как фактор формирования здоровьесберегающей коммуникативной компетенции учащихся
Спортивные игры как фактор формирования здоровьесберегающей коммуникативной компетенции учащихся Никонорова Светлана Валерьевна. ПРОБЛЕМА Создание безопасной здоровьесберегающей коммуникативной среды на занятиях спортивных игр Задачи Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения через самореализацию и профессиональную подготовку. Включение студентов в ценностнозначимую деятельность, для формирования коммуникативной компетенции через совместную деятельность педагогов и обучающихся, для создания ценностных ориентиров, духовного единения. Раскрыть двигательные способности студентов, научить общаться, выражать себя, чувстововать себя уверенно в жизни, повысить способность к адаптации в различных жизненных ситуациях Формирование повышения самооценки студента, уверенности в себе, обогащение личного опыта, знаний, умения самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Факторы риска нарушения здоровья в образовательных учреждениях Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья студентов; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология - это:условия обучения студентов в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям студенческой молодёжи;необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Система здоровьесбережения включает: - Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.-Учет особенностей возрастного развития учащихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности. -Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации коммуникативной технологии.-Формирование умений самостоятельно выступать в межличностный контакт и налаживать все формы диалога.-Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Структура коммуникативной компетентности Основной составляющей коммуникативной компетентности является:Умение соблюдать нормы и правила общенияУмение самостоятельно вступать в межличностный контакт и налаживать все формы диалога, понимать язык жестов собеседникаУмение понимать мотивы поступков обучающихся и прогнозировать последствия выбора средств общения Структура здоровьесберегающей компетентности Основными составляющими здоровьесберегающей компетентности являются:1. Умение соблюдать нормы и правила личного здоровьесбережения2. Умение использовать здоровьесберегающие технологии как главного инструмента педагогической работы3. Умение самостоятельно вступать в межличностный контакт и налаживать все формы диалога, понимать язык жестов собеседника4. Умение понимать мотивы поступков обучающихся и прогнозировать последствия выбора средств общения Критерии здоровьесбережения на уроке спортивных игр и внеурочной деятельности . Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе, спортивном зале.Количество видов учебной деятельностиСредняя продолжительность и частота чередования видов деятельностиНаличие и место методов, способствующих активизациивидов деятельности учащегосяМесто и длительность применения ТСО, спортивного оборудования и инвентаря.Наличие мотивации деятельности и продолжительности моментов оздоровления . Психологический климат на урокеи в процессе внеучебной деятельности Темп окончания урока ХарактеристикаТемпература и свежесть воздуха, освещение, монотонные неприятные звуковые раздражителиВиды учебной деятельности: опрос, рассказ, показ, тестирование умений и навыков , изучение методики выполнения физических упражнений, проведение комплексов упражнений и др. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, соперника). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, физических качеств)Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения, спортивного инвентаря и оборудования как средств для развития физических качеств и спортивных умений.Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Смена видов деятельности требует смены позыФизкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точекВзаимоотношения на уроке: (комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей, дружелюбие активность заинтересованность) Момент наступления утомления и снижения учебной активности Уровень развития физической подготовленности. Продуктивная коммуникация в группе: Обсуждение результатов занятий студентами; Планирование дальнейшей деятельности; Формирование развития навыков, моделей поведения, ценностных ориентиров. Объект оценки Спортивные игры, как средство развития двигательных качеств, позитивного коммуникативного общения и здоровьсбережения Создание условий для реализации потребности организма в двигательной активности за счет проведения спортивно-массовых мероприятий во внеучебное время и оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня Формирование ценностного отношения к здоровью у субъектов образовательного процесса Развитие двигательных качеств, необходимых в повседневной жизни и подготовки к военной службе Развитие массового оздоровления населения доступными для каждого человека средствами Создание благоприятного психологического климата и коммуникативной среды Виды спортивных игр, изучаемых студентами ТСПК 1. Волейбол2. Баскетбол3. Футбол4. Гандбол5. Настольный теннис Методика формирования здоровьесберегающих коммуникативных компетенций на занятиях спортивными играми ФУТБОЛ БАСКЕТБОЛ ВОЛЕЙБОЛ Ожидаемые результаты 1. Спортивные игры, как фактор формирования здоровьесберегающей коммуникативной компетенции.2. Развитие вербальной и невербальной коммуникации.3. Умение справляться с коммуникативными барьерами.4. Умение контролировать свои эмоции, поступки и высказывания.5. Умение организовать и поддерживать личное здоровье. Литература 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Спасибо за внимание!