Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему Раннецветущие растения


Урок ознакомления с окружающим и развития речи по теме «Раннецветущие растения».
Иванова Л.А.
Форма проведения: путешествие.
Цель: Расширить представления учащихся о раннецветущих растениях на основе ознакомления с подснежником.
Задачи:
Образовательные:
способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;
познакомить учащихся с наиболее распространёнными раннецветущими растениями
Развивающие:
развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;
способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;
развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях растений
Воспитательные:
способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию раннецветущим растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;
воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Ход урока:
I. Организационный момент
Психологический настрой.
Ребята, наш урок сегодня будет необычным, у нас много гостей. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь и мысленно пожелаем всем хорошего настроения, а также друг другу.
- Сегодня у нас в гостях и весёлое Солнышко.
С Солнышком мы отправимся путешествовать в весенний лес. Вдохните свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей, запахи и ароматы лесного богатства. Будьте внимательные и наблюдательны, любуйтесь красотой весенней природы и узнавайте новое.
За каждый правильный ответ, Солнышко будет Вам дарить свою улыбку - тёплый солнечный лучик. В конце урока мы узнаем, у кого улыбок будет больше.
– Ребята, вы помните, что мы находимся в весеннем лесу, давайте на лесной полянке проведём разминку.
2) Упражнения артикуляционной гимнастики для языка.
1. «Окошко».
2. «Часики».
3. «Шарик».
введение в тему.
А) Задание на внимание
- Посмотрите на ряд слов и определите, какое встречается чаще всех и сколько раз:
Мак, цветок, небо, звезда, цветок, солнце, земля, цветок, тарелка, чашка, ветер, цветок.Б) Развитие тактильных ощущений.
Игра «Волшебный мешочек»
- Сейчас буду подходить к каждому из вас. Вы должны взять из «волшебного мешочка» один предмет, назвать его и показать нам. А мы посмотрим, правильно ли вы определили предмет. (Ребятам предлагается «волшебный мешочек», в который помещены предметы муляжи фруктов и искусственный цветок. Они по очереди ощупывают их, называют, затем достают из мешочка.)В) Коррекция зрительного восприятия.
Посмотрите внимательно и определите лишний предмет. (цветок).
Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов. (фрукты)
Г) Упражнение на слуховое внимание
Игра: «Четвертый лишний».
-Поиграем в игру: «Четвертый лишний».
1. Орел, облако, ворона, воробей
Почему облако?
2. Липа, клен, роза, береза
Почему роза?
-Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить на протяжении всего урока? (о цветах)
II. Введение в тему.
1) Актуализация изученного материала.

а) Упражнение на развитие внимания, зрительной памяти.
– Рассмотрите картинку.
– Запомните, кто и что изображено на ней. (Картинка убирается.)
– Ребята, какое время года изображено на картинке?
– Почему вы так думаете?
– Что нарисовано под деревом? На дереве?
- Кто спрятался за цветочками?
– Сколько птиц вы заметили в небе?
– Ребята, что ещё вы не назвали? Это помогло Весне прогнать Зиму.
б) Упражнение на развитие мышления.
– Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Игра «Сравни и назови».
– На экране появляется незаконченное предложение, которое Вы должны продолжить.Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).Солнце веселое, как… (песенка, клоун).Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер).Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
– Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо.
2) Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, какое время года сейчас на дворе?
– После какого времени года наступает весна?
-Какие же изменения в неживой природе происходят весной? 
Давайте составим маленькие рассказы о весне. А помогут вам задания написанные на карточках.
Индивидуальная карточка 1.
Нужно закончить предложения об изменениях в неживой природе, пользуясь словами для справок
Самое заметное изменение в неживой природе весной – это ______
С каждым днем солнце светит ________ и греет ________
Дни становятся __________
Весной небо всё реже закрыто __________
Почва __________
Слова для справок: облаками, потепление воздуха, сильнее, длиннее, ярче, землю, оттаяла и прогрелась.Индивидуальная карточка 2.
Измени по смыслу слова, стоящие в скобках.
Наступила весна. Дует тёплый (весна) ветер. По лужам скачет (солнце) зайчик. С крыш свисают (лёд) сосульки. В воздухе чувствуется лёгкий (цветок) аромат. Здравствуй, весна!
Обобщения: Солнце всё выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее. Солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лёд, оттаивает почва.
Изменения в неживой природе приводят к изменениям живой природы. Появляются раннецветущие растения, о которых мы сегодня и будем говорить на уроке.
–Послушайте загадку и скажите, о каком цветке пойдёт речь.
Из-под снега расцветает,
раньше всех весну встречает (подснежник).
- Молодцы, ребята! Русский народ воспринимал цветы, растущие рядом с сугробами, как маленькое чудо: холодно, слякотно, ещё кое-где лежит снег, а они уже цветут, тянутся к солнцу из-под снега. И это отношение к цветам народ отразил в красивом слове – подснежник.
– Вы познакомитесь поближе с этим удивительным цветком и другими раннецветущими растениями. Надеюсь, узнаете много нового.
– Для этого давайте продолжим с Солнышком путешествие по весеннему лесу.
III. Изучение нового материала.
Рассматривание картинки.
-А вот перед нами открылась полянка, на которой много цветов.
– Посмотрите, какие это цветы?
–Почему этот цветок называют подснежником?
– Как он выглядит?
– Назовите части этого растения.

– Давайте на этой полянка отдохнём.

Физминутка.
Сейчас будем слушать стихотворение П. Соловьева о подснежнике, и выполнять упражнения.
Закрыли глаза (ученик читает стихотворение)
В саду, где березы
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой
(открыли глаза, встали)
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
(Медленно поднимаемся на носочки, растём)
Потом подтянулся
Из всех своих сил
(Подтянулись, руки вверх)
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
В прятки пальчики играют  И головки убирают. Словно синие цветки, Распускают лепестки.На ветру качаются, Низко наклоняются. И подснежник голубой Поклонился нам с тобой.

3) слушание музыки
– Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега. Своё восхищение этим чудом природы выразил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в пьесе «Апрель. Подснежник».
(видеоклип)

– Ребята, какое настроение создаёт эта музыка?
– Действительно, так и видишь, как тянутся вверх подснежники, распускаются цветочки, начинает зеленеть трава, поют птички, всё оживает.
4) Подбери слова действия.
Подснежник – проснулся, …, …, …, ….
5) составьте предложение про подснежник. (мнемодорожка)
6) Зарисуйте подснежник. Подпишите части растения.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С. Маршак
6) Сообщения детей.
– А теперь мы поговорим о других раннецветущих растениях. (Дети зачитывают или рассказывают о первоцветах – проверка домашнего задания)
А) Послушайте загадку.
Растаял снег, с пригорка льется
Вода с игривой быстротой,
И солнцу радостно смеётся
В лицо цветочек золотой. (мать-и-мачеха)
О каком цветке идёт речь? Интересное название у этого цветка. Послушайте, почему его называют мать-и-мачеха. (слушают сообщение)
Б) Послушайте ещё одну загадку.
Лиловый, красный, голубой –
Цветет, любимая пчелой,
В дубраве царь-девица
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В 3 цвета нарядиться (медуница)
(слушают сообщение)
- О каких растениях вы сейчас послушали?
5) Беседа об охране раннецветущих растений.
– К сожалению, многие раннецветущие растения стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней.
– Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего один день, а то и меньше?
– Поэтому эти растения занесены в Красную Книгу. (Демонстрация  Красной Книги  растений России и Красной Книги Нижегородской области).
– Красная Книга – это книга, в которой содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, которые необходимо оберегать.
6) Тетрализация экологической сказки.
Ведущая: В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
 1-я девочка: Сколько здесь цветов, букашек,
Потопчу –ка я траву
И большой букет ромашек
Я домой себе сорву!
2- я девочка: Колокольчик голубой,
Нежный, ласковый такой,
Колокольчики не рви,
Потому что все мои!
Голоса цветов: Ой, не рвите, дети нас,
Пригодимся мы для вас!
Ведущая: Дети не послушались,
Все цветы сорвали
И с охапками цветов
Быстро убежали.
Зайка это увидал,
На полянку прискакал.
Заяц: Ой, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена.
 Ведущая: Прилетела тут пчела,
Закружилась, как юла!
 Пчёлка: Я жужжу, жужжу, жужжу,
В улей мёд свой приношу,
Я трудилась, как могла,
Собирая мёд,
Нет цветочков,
И пчела тоже пропадёт.
Мёда нет и негде взять,
Полечу цветы искать.
Ведущая: Прилетела птичка,
Птичка- невеличка.
Птичка: Зайка, что ты нынче грустный?
Ой, как на полянке пусто!
Зайка: Ох, беда. беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена,
Вытоптана травушка,
Травушка – муравушка.
Птичка: Да в каком же я краю?
Луг родной не узнаю!
Насекомые пропали,
Разбежались, кто куда,
Чем кормить птенцов, не знаю,
Все исчезли семена
Если я сорву цветы,
Если ты сорвёшь цветы,
Зайка: Если я, и ты, и мы,
То исчезнут все поляны,
И не будет красоты!
 Ведущая:  Тут выходит на поляну
Очень добрый Мишка,
Держит Миша в своих лапах
С семенами шишку.
Мишка: Вы, зверята, не грустите,
А поляне помогите.
Чтоб поляна № 2
Ожила и расцвела,
Мы пойдём на луг другой
И попросим семена.
Зайка: Мы посеем семена на поляне №2,
Пусть растут на ней цветы
Небывалой красоты.
 Мишка:  Не дадим мы их срывать!
Зайка: Будем вместе охранять!
– Ребята, Солнышко спрашивает у Вас, к каким последствиям может привести исчезновение раннецветущих растений?
IV. Закрепление изученного материала.
– Продолжим наш путь по весеннему лесу.
– Ребята, а вот задание, которое для Вас приготовило Солнышко

А) Тест
Выбери правильный ответ:
Раннецветущие растения – это такие растения,
У которых сначала появляются цветы, а потом распускаются листья;
Которые появляются ранней весной;
Которые зацветают ранней весной.
Найди и подчеркни действия, которые помогут сохранить цветы и растения:
Не топтать, поливать, рвать, собирать, не срывать.
Какие чувства ты испытываешь, когда видишь букет загубленных (сорванных) подснежников?
А) радость Б) грусть
Посмотри на рисунок и назови изображённый цветок.
Б) Игра «Так бывает или нет?».
– Ребята, Солнышко ещё очень хочет, чтобы мы поиграли в игру «Так бывает или нет». Я буду читать предложения, а Вы отвечать - бывает так или нет.
Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес любоваться ими. Так бывает или нет?
На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?
Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы. Так бывает или нет?
VI. Итог урока и коллективная практическая работа.
– Пора возвращаться из путешествия по весеннему лесу и подводить его итог.
– Давайте вспомним с каким первым прекрасным растением мы с вами познакомились?
– Почему этот цветок так называется?
– Как выглядит подснежник?
– В какое время появляются и расцветают эти цветы?
- Вырежьте подснежник, который нарисовали. Готовые подснежники приклеиваем на нашу картину о весне.
- Первая группа из салфеток вырезает цветы мать и мачехи. Вторая группа медуницу. Первоцветы появляются на проталинах из-под прошлогодней травы и опавших листочков. Нарежьте цветные нитки и приклейте их под цветами.
– А теперь Солнышко просит Вас посчитать солнечные улыбки. Приклеиваем лучики.
VII.Рефлексия. -Цветы и бабочки в природе неразделимы. Бабочки перелетая с цветка на цветок, переносят пыльцу и опыляют растения. Давайте мы их тоже поместим на картину. Перед вами бабочки. Если вам понравилось работать на уроке- возьмите жёлтую бабочку. Если встретили затруднения- красную.
-Получился яркий весенний солнечный денёк.
– Ребята, какое настроение у Вас?
– У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей. Спасибо вам!
Вот и заканчивается наша прогулка по весеннему лесу. Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.