Конспект занятия по окружающему миру Живая и неживая природа
Конспект занятия для 1 класса.«Живая и неживая природа»
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Ход занятия:
Педагог .Ребята вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Игра «Три слова»
Педагог Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
Овощи... (капуста, огурец, помидор)
Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
Насекомые... (комар, муха, бабочка)
Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
Ягоды (малина, клубника, вишня)
Педагог - Молодцы, вы все назвали правильно.
Кто из вас знает, что такое живая и неживая природа?
1: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
2: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Игра «Закончи предложение»
Педагог Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).
Конкурс загадок и проблемных вопросов
Педагог - Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
Чем до неба докинешь? (взглядом)
Что можно увидеть с закрытыми глазами?(сон).
- Молодцы, правильно ответили.
Игра «Угадай, чье объявление»
Педагог (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
- Молодцы, угадали.
Физминутка «Капельки»
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Педагог: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), попрыгайте на месте, полейте землю, цветы, траву, деревья.
(дети прыгают, «поливают» землю)
- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Педагог: Как же растет и развивается все живое?
Игра «Как растет все живое»
Педагог: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь)
Педагог: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
(Надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)
Педагог: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота
Педагог: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Педагог: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
- Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)
Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Педагог: Ребята, я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)
Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.